реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
11 Декабря 2018г., Вторник

Это праздник со слезами на глазах


С сегодняшней системой образования Россия не может рассчитывать на какие-либо прорывы: у нее просто нет достаточного количества думающих людей

1 сентября принято именовать праздником и обставлять торжественными речами и цветами. Но на самом деле ни для кого не секрет, что подавляющее большинство детей предпочло бы, чтобы этот день не наступил никогда. И не потому, что они по природе своей ленивы и им учиться не хочется. В детях есть природная любознательность и интерес к неизвестному, и если бы учебный процесс был выстроен нормально, начало учебного года не знаменовалось бы всеобщим стрессом.

К сожалению, в обществе принято закрывать глаза на повальное нежелание детей посещать школы и делать вид, что с учебным процессом у нас все в порядке. Родитель чувствует, что он в поле не воин, и предпочитает просто переждать десять лет, пока его ребенок завершит школьное обучение, а не ходить с претензиями «что-то моему ребенку в вашей школе не нравится». Да и кому их предъявить? Директору? Министру образования? Президенту?

К сожалению, в системе школьного образования кто только ни работает. Зарплата учителей невысокая, и директорам школ, чтобы собрать полный комплект преподавателей, не приходится привередничать. А меж тем неплохо было бы ориентироваться не только на педагогический диплом и отсутствие судимости. Если бы всех школьных учителей провести через специальные тесты, выявляющие склонность к насилию, жестокости и психическому подавлению других людей, то минимум у 10 процентов преподавательского состава таковые склонности были бы обнаружены. Каждый десятый учитель – это не так уж мало, тем более с учетом того, что с такими преподавателями приходится иметь дело каждому ребенку, в том числе детям с и без того уязвимой психикой. Их школа может просто сломать. И она их ломает – каждый год и каждый день.

При этом цифра в 10 процентов – скромная. Если вспомнить итоги нашумевшего анонимного исследования нескольких лет давности, то более половины опрошенных учителей признались, что главное, что им мешает и раздражает в школе – это дети. Ясно, что дети и сами зачастую не белые и не пушистые, но к ним должны применяться профессиональные методы и подходы, а не попытки запугать возможностью наказания и занизить самооценку насмешками над их умственными способностями. В школу должны идти профессионалы, которые знают, куда они идут и как правильно нужно действовать.

Помимо проблемы кадров, в школе остро стоит проблема качества образования – норм, стандартов и методов обучения. Современная российская школа по-прежнему не ставит себе цели научить мыслить. Она хочет набить детские головы, как чемоданы, как можно большим количеством знаний, но при этом не учит самостоятельно искать решения. Ставка делается на запоминание и воспроизведение близко к источнику. Касается всех дисциплин – как точных, так и условно творческих.

За «неправильное» рисование оценка снижается так же, как за не выученную теорему. А то, что «наивное рисование» в искусстве имеет те же права, что буквальное копирование увиденного – сбрасывается со счета. Что же до теоремы, то ее оспорить можно только уже в статусе ученого – не просто с аттестатом, но и с дипломом. Чтобы дети думали сами и проявляли собственные способности – не требуется. Даже наказывается – снижением балла.

Система ЕГЭ также не рассчитана на проявление уникальных способностей и самостоятельное мышление. Похоже, излишне умственно развитые граждане – неудобство для государства. Им по телевизору скажут, как надо голосовать, а они вместо того, чтобы так и сделать, начнут сами думать, сопоставлять, анализировать…

В итоге мы имеем то, что имеем: детям вдалбливают – а им неинтересно. Педагоги и родители недовольно морщатся: «Не хотят учиться, им на все наплевать». Правильнее сказать: «Не хотят зубрить то, что им велено». Все-таки дети – это люди, а не животные, которых учат подчиняться. Почему они должны слепо исполнять решения старших? Они не рабы и не скот. Но никто не хочет утруждать себя тем, чтобы мотивировать школьников к обучению, чтобы не прессовать, а развивать личность.

Есть единицы педагогов, которые все это учитывают, есть авторские методики и программы. Почему-то они не получают широкого применения. Потому что работать по отработанному типовому шаблону проще. А дети, попав в школу, обязаны терпеть – так принято.

С такой системой образования страна не может рассчитывать на какие-либо прорывы: у нее просто нет достаточного количества думающих людей. Нет и не предвидится. Кто-то сохранит свою целостность вопреки всему, но далеко не каждый психотип без ущерба выдерживает десять лет ежедневного прессинга. Выдержат единицы, в целом по стране сложатся в сотни, даже в тысячи. Но это будет ничтожный процент. И им не представится особых шансов что-то изменить, им придется мучиться среди недумающего большинства.

И все это происходит на фоне глобализации и усиления образовательных программ в других странах.

Сайт «Свободная пресса» приводит следующие данные: три года назад старшеклассники из России по итогам международного тестирования по чтению и математике показали результаты ниже среднего уровня. Тестирование проводилось под эгидой «Организации экономического развития и сотрудничества» в 58 странах среди 15-летних школьников. Первое место в понимании текста заняли школьники из Южной Кореи, лучшими в математике оказались учащиеся из Тайваня. Второе место по математике и в понимании текста заняли финские школьники, третье по тем же позициям - старшеклассники из Гонконга. Наши остались далеко позади, хотя еще недавно, пару десятилетий назад, мы гордились образованием.

Объяснение простое: в Южной Корее в течение последних 20 лет до 20 процентов ВВП ежегодно расходуется на образование, в Японии – 14 процентов ВВП, в Финляндии – 18 процентов. В России - не более четырех процентов.

Анна Измайлова

31.08.2011

Контекст

Аналитика

Продукты питания: что производим, чем торгуем, что покупаем?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 28 ноября 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-30 ноября 2018 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину ноября 2018 года.

Тенденции

Доблесть и мужество не требуются

В вечернем эфире телеканала «Россия 24» 6 декабря был показан сюжет об Олеге Сорокине и суде над ним.

Наши в генсовете

Губернатор Нижегородской Глеб Никитин и секретарь НРО партии Денис Москвин вошли в Генеральный совет «Единой России».

Дискуссия

Премия и гранты для дзержинской администрации

Жена чиновника отдела молодежи в мэрии Дзержинска получила премию «Талантливая молодежь».

Школу «Торпедо» не закроют

Со вчерашнего дня в СМИ и соцсетях гуляет информация, что СДЮШОР хоккейного клуба «Торпедо» собираются закрыть.

Реклама



Лукоморье

О тонкостях благоустройства

И вот что ни благоустрой Народу – все ему не так, все он тоскует, ворчит да изъяны выискивает.

Занимательная стратегия

И вот стал однажды Головой бледный отрок, коего величали Пан-Или-Пропал. Сам Хлеб Трофеевич приволок его из столицы.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.