реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Апреля 2024г., Пятница

Оперный по второму кругу


Можно ухлопать кучу денег на капитальный ремонт, оставив оперный театр в том здании, которое он занимает уже много лет, но при этом надо отдавать себе отчет, что, серьезно потратившись, мы, тем не менее, не решим главных проблем театра

Аргументы относительно необходимости строительства в Нижнем Новгороде нового здания театра оперы и балета за последние пять лет приводились неоднократно. Все было расписано, мотивировано, объяснено. Деньги на разработку проектной документации из областного бюджета были выделены, и немалые. Судя по тому, что все молчали, доводы оказались убедительными. Протестовали только коммунисты, которые находят, что оперный театр не стоит таких затрат. Но вот в январе 2012 года дискуссия начата с нуля, будто до этого ничего и не было, и начата не с подачи коммунистов.

В самом факте дискуссии ничего плохого, конечно, нет. Обсуждать общественно значимые проекты, высказывая разные точки зрения, совершенно нормально. Однако, если участники спора до января 2012 года были так сильно заняты своими делами, что им было некогда отслеживать общественно значимые проекты и, в частности, историю вопроса и мотивы принятия решений относительно судьбы оперного театра, то было бы полезно ознакомиться с ними теперь и желательно – до того, как выступать с критикой и собственными предложениями.

Например, полезно было бы знать, что идея построить новое здание возникла не на ровном месте. Разумеется, самым простым выглядит решение о капительном ремонте уже имеющегося здания оперы и балета. Но губернатор все-таки не до такой степени недалек, чтобы не понимать, что капительный ремонт – это дешевле, чем строительство нового объекта с нуля. Но Валерий Шанцев рассмотрел вопрос, обсудил с руководством театра все тонкости, и региональному правительству была поставлена задача добиваться федерального софинансирования, чтобы построить именно новое здание. Почему?

А никто не скрывает, почему. Об этом поминали и чиновники, а уж те, кому приходится работать в этом театре, твердят об этом непрестанно на протяжении многих лет. Потому что нынешнее здание оперного театра непригодно для тех целей, для которых его используют. Оно спроектировано так, что в нем нет той акустики, которой должно обладать профессиональное помещение для исполнения оперы. А для профессионального балета тоже нужны не просто какие-нибудь подмостки, а специальная сцена, располагающаяся не прямо перпендикулярно к зрительскому залу, а под определенным углом. При проектировании не предполагалось, что нынешнее здание будет использоваться под театр оперы и балета. По сути, оно задумывалось на уровне очень хорошего Дома культуры, однако в последствии было отдано под оперный театр.

Поэтому сравнивать нижегородский театр с Большим театром в Москве – это большая ошибка. Большой театр сразу проектировался для тех целей, для которых его используют. И любой профессиональный танцор подтвердит, что еще до ремонта там находилась одна из лучших балетных сцен не то, что в стране, но в мире. С акустической точки зрения Большой театр тоже спроектирован правильно. Там было, что ремонтировать и что сохранять.

В оперном театре Нижнего Новгорода – совсем другая ситуация. Можно переставить, наконец, зрительские кресла в шахматном порядке, чтобы люди перестали так друг другу мешать при просмотре, но ремонт и некоторая перепланировка не решат ключевые проблемы этого помещения. А ведь мы хотим, чтобы в нашем городе и опера, и балет были на высоком уровне?

Предложение о переносе театра в ДК Ленина – еще хуже, чем идея капремонта. Уж лучше вообще не трогать оперный театр, чем перенести его в еще менее подходящее помещение, чем у него есть сейчас. Выступить с таким предложением мог только тот, кто вообще не разбирался в данной проблеме.

Поэтому реально альтернатива выглядит таким образом: либо построить для театра новое здание с учетом всей специфики подобного объекта, либо оставить его там, где он находится. Можно ухлопать кучу денег на капитальный ремонт, оставив оперный в том здании, которое он занимает уже много лет, но при этом надо отдавать себе отчет, что, серьезно потратившись, мы, тем не менее, не решим главных проблем театра. И получится, что один из крупнейших городов России в перспективе на ближайшие десятилетия так и не обеспечит своему театру оперы и балета достойного помещения. Ведь после трат на капительный ремонт, минимум 10 лет уже никто не заговорит о новом здании. На дворе XXI век, но театр у города-миллионника, постоянно примеряющегося к титулу третьей столицы, остается допотопным, и в случае выбора решения в пользу капремонта, останется таким же всю первую половину текущего века. От чего не выиграют ни артисты, ни зрители.

Что касается площадки под строительство нового здания, то можно строить где угодно – и в верхней части, и в нижней. Но если строить на месте нынешнего театра, то это значит, снести старое здание, оставив артистов без сцены, без возможности выступать. А сколько продлится строительство – никто не знает, потому что в любой момент оно может быть приостановлено на неопределенный срок в связи с кризисом, с прекращением федерального финансирования, изменениями в федеральном законодательстве и т.п. Затратный объект всегда находится под угрозой риска однажды оказаться долгостроем. За это время от труппы ничего не останется. К моменту, когда новое здание все-таки появится, в нем будет некому выступать.

Можно, конечно, в принудительном порядке вселить оперный на время ремонта в какой-нибудь другой театр – в ТЮЗ, или в Драму, или в Комедию. Но только надо отдавать себе отчет в том, что ни один из этих театров не предназначен под два театра. Что оперному театру нужно будет не только время от времени предоставлять сцену и зал под спектакли, но в ежедневном режиме предоставлять внутренние помещения для занятий, а также сцену для репетиций, что танцорам нужен специальный зал для занятий у балетного станка. Ни один театр не сможет все это обеспечить, не говоря уже о неизбежности конфликтов, когда придется делить между двумя театрами дни спектаклей…

Пока у оперного театра нет нового помещения, у него должно оставаться старое. Иначе это грозит полным развалом труппы. Куда девать старое, когда театр, наконец, переедет? Вот тогда его можно будет как раз закрыть на капитальный ремонт и реконструкцию, чтобы впоследствии там располагалось, например, какое-нибудь учебное заведение. После того, как глава города Олег Сорокин рассказал Законодательному собранию, что он намерен добиваться снижения нагрузки на историческую часть Нижнего Новгорода, и как недопустимо уже строить в этих и без того перегруженных местах торговые центры, было бы вопиющей наглостью построить на месте оперного театра еще один торгово-развлекательный комплекс. Наверное, Олег Сорокин сам себе не враг, чтобы специально создавать ситуацию, при которой его бы постоянно тыкали носом в собственную ложь.

... Самое поразительное, что все эти аргументы уже неоднократно были высказаны и, казалось, даже поняты и восприняты. Но сейчас обсуждение пошло по второму кругу, причем так, словно первого круга никогда и не было.

Анна Измайлова

01.02.2012

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.