реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Декабря 2018г., Среда

Куда катится российская школа?


О том, что российская система образования нуждается в изменениях, говорят каждый год. Однако изменения почему-то происходят не в тех направлениях, которые бы стоило изменять. Хотя, казалось бы, слабые стороны для всех очевидны.

Поборы

В России принято какие-то вещи рассматривать через лупу, а на какие-то откровенно закрывать глаза. Поборы в школах – явление повсеместное и противоречащее закону, однако ни одна прокуратура ни разу не озаботилась этой проблемой.

Школа ведет своеобразный моральный шантаж родителей: а вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в аварийном здании, чтобы на голову ему сыпалась штукатурка или обрушилась балка перекрытия, чтобы он осваивал устаревшую программу, чтобы в школу могли свободно войти преступники и взять заложников? Нет? Тогда платите – за охрану, за ремонт, за приобретение новой мебели и инвентаря, за учебные материалы. Суммы взимаются обычно отнюдь не вопиющие – 200-400-500 рублей в месяц. Естественно, в эту сумму не входят образовательные мероприятия: школьные экскурсии, посещение музеев, театров или кинозалов оплачиваются отдельно.

Но вообще-то родители платить ничего не должны. До сих пор по закону школьное образование в России остается бесплатным. И это касается и ремонта, и мебели, и системы безопасности, и учебников. Регионы и муниципалитеты каждый год выделяют средства на содержание школ. И школьный ремонт, который предложили оплатить родителям, на самом деле уже оплачен из бюджетных средств. Кстати, несколько лет назад Владимир Путин лично призвал родителей прекратить давать школам деньги «на ремонт», даже если для родителей эти суммы несущественные, даже если они дают с удовольствием. Потому что школа финансируется государством. Ни в одной аварийной школе учебный год не начнется. А родительские пожертвования школам – благоприятнейшая среда для развития коррупции.

Конечно, никто не может запретить родителям просто так дарить деньги школам. А это значит, что школы будут пытаться под разными предлогами эти деньги вымогать. Но всякому родителю следует иметь в виду, что противозаконным является, если нарушается принцип добровольности таких пожертвований, если при приеме средств не оформляется кассовых документов и не выдается квитанция, если требуют взнос (на мебель, ремонт и т.п.) при поступлении ребенка в школу.     

Как несложно догадаться, под понятие «противозаконные» подпадает подавляющее большинство школьных поборов. Если на ребенка или родителей оказывается давление в связи с нежеланием «добровольно жертвовать» - имеет смысл обращаться в управление образования, прокуратуру и надзорные органы.

Три урока физкультуры

Известно, что у современных детей наблюдаются серьезные проблемы со здоровьем. Плохое зрение, нарушение осанки, заболевания органов пищеварения, избыточный вес, общая апатия – наиболее распространенные заболевания. Конечно, влияет и экология, но, в первую очередь, образ жизни. Долгие сидения за компьютером, а потом за школьной партой, питание модными фастфудами, и т.д. Понятно, что третий урок физкультуры в неделю, придуманный чиновниками от образования, задумывался как шаг к решению данной проблемы. Но на самом деле это будет только лишних 45 минут мучений для детей, которые не любят физкультуру. Используется принцип принудительности, а он никогда не дает выдающихся результатов.

Почему в советское время проблем со здоровьем у учащихся было меньше, и двух уроков физкультуры хватало? Потому что в неучебное время дети могли свободно посещать спортивные кружки (бесплатно!) и просто гулять в своих дворах, гоняя по хоккейной коробке и в игровой форме, без всякой утомительной и нудной сдачи положенных нормативов, расходовать свою неуемную детскую энергию. Теперь бесплатный игровой досуг – дома за компьютером. Дополнительный урок физкультуры пойдет на пользу только учителям, преподающим этот предмет: повысится их занятость, а следовательно – и зарплата.

Кстати, о физических нагрузках – принуждение детей к мытью полов в классе – это тоже грубое нарушение закона. Для мытья полов в штате школы предусмотрены уборщицы, которые получают за эту работу заработную плату. А использование детского труда, тем более, бесплатного – запрещено на законодательном уровне.

Зубрение – свет, незубрение - тьма

Одна из главных претензий к системе российского школьного образования – то, что в итоге дети оказываются неспособны к самостоятельному мышлению. Педагоги предпочитают объяснять это всеобщим отупением новых поколений детей, но в действительности дело именно в системе образования: она у нас построена на заучивании готового знания. И, по сути, так называемое нежелание современных детей учиться – это их нежелание прилежно зубрить учебник или конспект, нарисованный учителем.

Дети по природе своей склонны учиться и легко обучаемы. Они с легкостью принимают и используют все новое. Достаточно посмотреть, как они шутя осваивают новинки современной техники, где взрослый мучительно увязает в подробных инструкциях. Дети готовы и хотят учиться, но от них требуют совсем другого – механического воспроизведения заданного текста.

За точное воспроизведение ставится «отлично», за неточное – оценки варьируются. В большинстве случаев, если ученик что-то вдруг понял сам и объяснил своими словами, реакцией учителя будет возмущение: «Ах, так ты не слушал, что я на уроке говорила!» И оценка будет поставлена, скорее, за неслушанье, а не за только что проявленную способность к самостоятельному анализу.

Достаточно заглянуть в отчетные работы школьников – будь то тесты ЕГЭ или обычные контрольные. Они изобилуют штампами, смысл которых, судя по контексту, учащиеся совершенно не понимают. Зато дети поняли, что от них ждут именно воспроизведения этих штампов, и честно постарались воспроизвести.

Есть, конечно, исключения – педагоги, пытающиеся использовать собственный предмет как материал, на котором ребенок учится самостоятельно наблюдать и анализировать. К сожалению, таких педагогов немного.

Печальное резюме

В итоге мы имеем детей, которым в существующей системе координат неудобно и неуютно, она не стимулирует их к обучению, а напротив – расхолаживает, и педагогов, которые хронически недовольны своими учениками, считают их чуть ли ни поголовно умственно отсталыми, и с горечью относятся к собственной профессии. Не говоря уже о родителях, которые несут и моральное, и материальное бремя обучения своих чад, но не получают ожидаемой отдачи.

Если же смотреть еще более глобально – с государственной точки зрения, то тут и вовсе полное фиаско: подавляющее большинство людей в стране не работает по специальности (будь то среднее или высшее образование) и недовольно своей заработной платой.

Ирина Михайлова

08.09.2012

Контекст

Аналитика

Продукты питания: что производим, чем торгуем, что покупаем?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 28 ноября 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-30 ноября 2018 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину ноября 2018 года.

Тенденции

На поводу у всех

Некоторые считают, что новый глава Дзержинска Иван Носков не должен идти на поводу у местных групп влияния.

Do you СПИК Russian?

Попытка власти и Группы ГАЗ представить особые условия СПИКа как следствие большого объема инвестиций может объясняться негативным отношением к прерогативам, предоставляемым олигархам.

Дискуссия

Сомнения перерастают в убеждения

Суд - один из самых значимых и весомых индикаторов, определяющих степень приверженности государства принципам права и законности. Недаром же, практически все оппоненты современной России выдвигают обвинения в зависимости российского правосудия от властных структур.

Гойхман покидает гордуму

Говорят, что Алексей Гойхман то ли уже написал, то ли планирует вот-вот написать заявление о сложении полномочий депутата думы Нижнего Новгорода.

Реклама



Лукоморье

О стремлении к совершенствованию

И придумал Баран Ломбардский, чтоб в Палатку чиновники да депутаты кандидатов двигали. Так-то оно спокойнее. А что такого-то? А не всяк ли у нас Общественность? А не всяк ли у нас Народ?

О тонкостях благоустройства

И вот что ни благоустрой Народу – все ему не так, все он тоскует, ворчит да изъяны выискивает.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.