23 Апреля 2024г., Вторник |
|
Современная школа ветшаетПопытки модернизировать образовательную систему, доставшуюся стране с советских времен, не привели к положительным результатамСовременное отечественное образование ветшает. Об этом свидетельствуют и результаты международных олимпиад по школьным дисциплинам, и мнение вузовского сообщества, принимающего выпускников школ в своих учебных заведениях, и даже мнение самих школьников, которые, согласно данным соцопросов, уверены, что уровень школьного преподавания сейчас ниже, чем раньше. Эту же точку зрения разделяют родители: 61 процент россиян, имеющих детей школьного возраста, убеждены, что старшеклассник не сможет обойтись без услуг репетитора. Покидая школу, выпускник не чувствует себя уверенным и достаточно подготовленным к дальнейшему продолжению образования. Это ли та задача, которую ставит перед собой современная школа? Попытки модернизировать образовательную систему, доставшуюся стране с советских времен, не привели к положительным результатам. Возможность выбора образовательных программ и учебников по одному предмету для учащихся одного возраста привела не к развитию авторских методик преподавания с учетом склонностей учащихся, не к более углубленному пониманию предмета, а к тому, что освоение дисциплин стало еще более хаотичным. В первом полугодии один преподаватель с одной программой, во втором – другой с противоположной. Текучка кадров, накладывающаяся на перекрещивание программ приводит к тому, что часть курса остается вовсе неосвоенной. В итоге принципиального понимания предмета нет, необходимая база отсутствует, ученик теряется в море разнородной информации. Дальше – больше. Идут разговоры о том, что бесплатными должны быть только несколько базовых предметов с ограниченным количеством часов. Учащийся должен чуть ли не с пятого класса школы знать, какую профессию он получит через 10 лет, и ориентироваться на нее при выборе предметов. Единственное, в чем нет сомнений у министерских чиновников, это то, что курс физкультуры должен быть более обширным и общедоступным, даже если в будущей профессии совершенно не понадобится. Разумеется, большинство учащихся не сможет заранее окончательно определиться, какую именно профессию выбрать и каким дисциплинам уделить больше времени и внимания. Что делать в случае, если, выбрав сначала одно, ученик через три года осознает, что хочет совсем другого? Ответ очевиден: школьное образование должно быть обширным, универсальным, базовым. Оно должно давать возможность выпускнику школы пойти по любому из возможных профессиональных направлений. Впрочем, похоже, что в Министерстве образования и науки это очевидно далеко не всем. Параллельно с дискуссией о возможности введения платного среднего образования ведется и дискуссия о месте педагога в этой системе. Сколько и кто должен платить учителю, чтобы школьник имел возможность получить хорошее образование? Но проблема не только в оплате труда, и вкачивание в школу родительских средств здесь может ничего принципиально не изменить. Потому что, помимо оплаты, важны еще условия, в которых находятся учащийся и обучающий. Например, если в класс приходят десять учеников, которые плохо говорят по-русски и не знают школьной программы за предыдущие семь классов, но в первый класс их по возрасту отправить уже нельзя, то, конечно, падает качество образования, которое получают остальные учащиеся этого класса. Учитель должен больше времени уделять отстающим, чтобы хоть как-то их тянуть. Принцип работы с классом становится совершенно иной. Естественно, учителя никто не спрашивает, как он относится к подобным изменениям, и выполнение учебных планов в связи с новым обстоятельством не корректируется. Сейчас немало школ и классов, где этот фактор оказывает серьезное влияние на образовательный процесс. Конечно, этот фактор далеко не единственный, но политика страны, направленная на компенсацию убыли населения за счет большого притока мигрантов из стран ближнего зарубежья, подтверждает, что данный фактор будет влиять на образовательный процесс в российских школах и впредь. Со стороны государственных чиновников звучат постоянные обещания поднять уровень заработной платны школьным преподавателям, но не стоит надеяться на то, что, чем выше будет зарплата учителя, тем выше будет качество образования учащихся. Если эффективная образовательная система как таковая отсутствует, одним только поднятием зарплат проблему не решить. Здесь бы следовало говорить о современных тенденциях, о запросах в условиях глобализации, о том, что, помимо готового знания в виде зазубривания теоретических дисциплин и сводов правил, школа должна учить ставить вопросы и искать на них ответы. Но если подводить к необходимости глобальной перестройки образовательной системы, то уже становится страшно – что сделают со средней школой под предлогом необходимости коренных изменений? Лишат тех жалких осколков советской системы образования, которые еще по инерции выдают пусть и очень скромные, но результаты, не предложив взамен ничего реального? Об отношении современного российского государства к образованию своих граждан красноречиво свидетельствуют цифры. В прошлом году госрасходы на образование составили в России 4,1 процента от ВВП. Расходы на образование в Ботсване составляют 8,9 процента ВВП, в Дании -7,8 процента, в Израиле – 5,9 процента, в США - 5,5 процента. При этом к 2013 году федералы планируют сократить расходы на образование еще больше, отдав эту сферу на откуп регионам. Ирина Земцева |
КонтекстХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомДоля платного образования растетПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаДействительность требует латать дыры в трубахНа решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально. Все это затянулось до неприличияКонцессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц. ТенденцииМы теряем самое главное – вид города с ВолгиМимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький. Школа надувания щекОтказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта. ДискуссияВертикальная посадкаСиловики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»? Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. |
|