реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница

Российское образование: Тупиковый период


В том, что может быть создана качественная система образования в современной России – есть огромнейшие сомнения

Российская система образования – безусловно, одна из тех сфер, которые переживают кризисные времена. И решить эту проблему одним лишь механическим повышением зарплат работникам образования – невозможно. Потому что фактор приемлемой заработной платы отнюдь не является гарантией того, что в образовании будут работать эффективные программы и эффективные кадры. Он обозначает лишь то, что в эту сферу удастся стянуть больше людей, однако часть из них придет именно заработать на жизнь, не являясь при этом ни подвижниками своего дела, ни даже людьми со средними преподавательскими способностями. Просто людям надо где-то зарабатывать на жизнь – в образовании платят столько же, сколько на рынке, но при этом не надо стоять под дождем, на морозе, на адской жаре возле лотка с ботинками или майками? Значит, мы идем к вам!

Проблему образования затронул в своем последнем Послании Федеральному Собранию российский президент. Но то, что он сказал, сводится больше к набору избитых банальностей: ценных преподавателей надо собирать по крупицам, фактор хорошего учителя может оказать значительное влияние на судьбу ученика, школа должна давать образование, соответствующее запросам современного мира, и т.п. Все правильно, но никаких реальных механизмов не предложено. Вероятно, они будут рождаться во исполнении заветов, обозначенных в Послании, непосредственно в недрах Министерства образования. А чем это обычно заканчивается – хорошо известно – дальнейшей деградацией и развалом остатков советской образовательной системы.

Сегодняшняя образовательная система в стране – это откровенные руины с какими-то нелепыми заплатками – новые меха на ветхих, которые только еще больше разрушают то, что призваны починить. Фактически это и не система как нечто продуманное и однородное, а какой-то хаотичный, случайный набор того, другого, третьего, компоненты почти не сочетаются друг с другом, не дают в итоге той самой универсальной базы знаний, которая позволяет к окончанию школы встать на распутье и иметь возможность выбрать любое направление дальнейшего движения.

Причем, проблема усугубляется еще и тем, что возможность выбирать обычно диктуется даже не уровнем знаний, а платежеспособностью, что тоже, мягко говоря, не стимулирует образовательный процесс. Если ученик знает, что у родителей нет средств на оплату вузовского обучения, то университеты ему не светят, если он, конечно, не является круглым отличником. При том количестве бюджетных мест на факультетах – где-то два, где-то пять, где-то одно – выпускник со средними способностями не имеет доступа к высшему бесплатному образованию. Человек с преобладанием четверок в аттестате – не тот кадр, на чье образование государство готово тратиться, несмотря на разговоры о том, что стране так необходим в ближайшем будущем интеллектуальный потенциал. Таким образом, дети из малообеспеченных семей с вообще-то неплохими исходными задатками автоматически лишаются перспектив на то, чтобы заниматься интеллектуальной деятельностью, их дорога – не слишком оплачиваемый физический труд.

Но это – уже последнее, окончательное следствие неэффективной образовательной системы. Право на продвижение по социальной лестнице напрямую скоррелировано с тем, какой социальный статус изначально имеется у семьи школьника. Но уже на начальной стадии образования – на стадии оценки уровня знания – эта система демонстрирует свою полную ущербность. Потому что оценивается не способность делать выводы, самостоятельно мыслить, даже не знание как таковое –безотносительно к способности его применять. Оценивается вписанность ученика в те нормы и стандарты, которые определяет для себя важными преподаватель. И у всех преподавателей они разные. Кто-то хочет, чтобы ему точно повторили его лекцию, прочитанную на предыдущем уроке, кто-то – чтобы пересказали параграф из учебника, кому-то достаточно, чтобы ребенок вел себя тихо и имитировал внимательное слушание на уроке, и т.д.

Школьник балансирует в этом расшатанном учебном пространстве, где процесс реального получения знания находится на десятом месте, если не дальше. Он просиживает большую часть школьного времени достаточно бессмысленно, пытаясь вписаться в эти переменчивые стандарты или же полностью их игнорируя, за что его наказывают с помощью плохих отметок. За десять лет школы ученик получает, в лучшем случае, где-то треть тех знаний и навыков, которые он мог бы там получить, если бы образовательная система была эффективной.

Советскую систему образования не восстановить, потому что ее уже, в общем-то, нет. Новая хаотично сложенная система – неэффективна и разболтана. Разрабатывать другую? А кто ее будет разрабатывать, и на каких принципах она будет строиться? Бесплатно - физкультура и основы религий, остальное - за деньги?

В том, что может быть создана качественная система образования в современной России – есть огромнейшие сомнения. Хотя, конечно, теоретически это возможно. И можно обратиться, скажем, к опыту скандинавских стран, чтобы увидеть, что система образования может быть бесплатной, исключать принуждение и давать достаточно эффективные результаты. Но для этого нужны очень серьезные государственные вложения в эту сферу как в крупный стратегический проект. А о том, что такие меры планируются, президент в своем Послании ничего не говорил.

Майя Игнатова

16.12.2012

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.