реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
23 Октября 2018г., Вторник

Вместо обучения – имитация


В российском обществе активно обсуждается вопрос о введении в школах обязательного ознакомления с некими основами религии

В российском обществе активно обсуждается вопрос о введении в школах обязательного ознакомления с некими основами религии – можно выбрать, на усмотрение родителей, какой именно конфессии отдать предпочтение, или же выбрать блок «мировые религии», и даже «основы светской этики». Сторонники разных позиций с пеной у рта обсуждают, насколько это необходимо, допустимо и кто именно должен все это преподавать. Вопрос, казалось бы, действительно важный, но смотреть на это как-то иначе, чем с печальной улыбкой, просто невозможно. Общественность закрывает глаза на то, что институт школы как таковой лежит в руинах, не придает этому значению, но тщательно вымеряет параметры, нюансы и подводные камни одного конкретного предмета. Конечно, если это полемика кого-то развлекает, дает повод выпустить пар или самоутвердиться, то – почему бы и нет? Пусть люди наслаждаются процессом. Такой способ проведения досуга ничем не хуже, а, может даже, немного возвышеннее и интеллектуальнее, чем поглощение содержания мыльных опер и новостийных программ центрального и регионального телевидения.

Школа – это институт, который активно деградировал уже лет 15-20 назад, и за последнее время ничего не изменилось к лучшему, хотя из муниципальных, областных и федерального бюджетов было выделено немало миллионов на косметический и капитальный ремонт помещений, на закупку учебников, компьютеров, на повышение зарплат учителям, и т.д. Сам образовательный процесс и интеллектуальный и духовный багаж выпускника школы напрямую не коррелируются с бытовой стороной обслуживания образовательных учреждений, хотя без нее и никуда. Школьное обучение выродилось в некую игру в шарады, в подготовку к ответам на опросники ГИА и ЕГЭ, так что уже перестало быть принципиальным - есть тот или иной предмет в учебном плане или нет.

В настоящее время астрономию в школах не преподают и не изучают. Есть люди, которые считают, что этот предмет надо вернуть. Мне довелось учиться в школе, когда предмет еще присутствовал в учебном плане, и в моем аттестате по этому предмету стоит оценка «отлично». Но это отнюдь не значит, что я хоть сколько-нибудь знаю этот предмет. Это не означает даже, что у нас в школе были уроки астрономии. Преподавателем астрономии значился преподаватель физики, и на часах, отведенных под астрономию, нам преподавалась физика. Директор, разумеется, был в курсе. А преподаватель физики, помимо всего прочего, был еще и завучем. То есть, школьное руководство не только не страдало, что в реальности отсутствует преподавание предмета, который школа ОБЯЗАНА была дать учащимся, но даже считало себя вправе делать такие подтасовки – не признать, что предмет преподавать некому, а оплачивать дополнительные учебные часы конкретному человеку под видом, будто он преподает астрономию.

Я пребываю в убеждении, что это обычная практика и во многих школах происходит нечто подобное: где-то совсем нет преподавания истории, и в отведенные под нее часы преподают, скажем, химию, а где-то нет той же химии и вместо нее преподается алгебра. Хотя это совершенно не взаимозаменяемые предметы. Но школа делает вид, будто дает учащимся полный объем знаний, утвержденный Министерством образования.

Ни для кого не составляет секрета предприимчивость некоторых наших педагогов, на которую школьное руководство и более высокое начальство обычно смотрят сквозь пальцы. Речь о так называемых добровольных дополнительных платных занятиях, которые на самом деле вменяются в обязанность – дети должны их посещать, а родители оплачивать. Даже если дети – и без того хорошисты и отличники, даже если родители – очень бедные люди, которые с трудом сводят концы с концами. Манипуляции здесь элементарные – не посещаешь «добровольные» занятия – получаешь плохие отметки и можешь остаться на второй год. Учитель всегда найдет, как придраться даже к правильному ответу, так же, как всегда имеет возможность завысить оценку до тройки ученику, который не понимает ничего, но посещает «добровольные» занятия и оплачивает их.

Причем, надо заметить, что от посещения этих мероприятий дети не становятся образованнее. Если педагог бездарен, никакие дополнительные занятия не сделают умнее его учеников. А если педагог пытается взять класс измором, мордуя без выходных и каникул необходимостью вызубривания своего предмета, то эффект получается ровно противоположный – без отдыха дети быстрее устают, снижается концентрация их внимания, они хуже понимают, запоминают и усваивают. А учителя, прикарманив, «добровольную» оплату за свои сверхурочные, со злорадным торжеством констатируют, что, несмотря на уйму потраченного на них времени, ученики так ничего толком и не усвоили, что свидетельствует о том, что дети теперь рождаются идиотами, которым ничего не объяснишь, все неинтересно и они совсем не хотят учиться.   

Никакое РАНО, никакой департамент образования над этими процессами подтасовок и произвола контроля не имеют или не считают нужным утруждать себя таки контролем. Всех устраивает все как есть. Но назвать это эффективной образовательной системой, конечно, нельзя. Под вопросом любой предмет школьной программы – его могут негласно чем-то подменить, под вопросом сама методика преподавания – очень часто учителя преподают действовать именно таким образом, который заведомо исключает появление интереса к предмету у учащихся.

Вместо целостной системы знаний на выходе из школы ученик имеет какие-то фрагментарные обрывки: кому-то повезло с преподавателем русского языка и литературы, поэтому он знает и понимает эти предметы, но при этом «плавает» в большинстве остальных, у кого-то был хороший учитель физики или истории, а у кого-то – физкультуры. Но это совершенно не тот выпускник, каким он бы должен теоретически быть. Напротив, он страшно далек от этого – не идеала даже, а всего лишь стандарта. Современная школа – это не образование, обучение и воспитание, а лишь их имитация.

Школа у нас как бы есть. Ведь нельзя же без школы. Дети не бездельничают, они посещают учебное заведение, делают домашнюю работу, они не высыпаются и не имеют возможности погулять на улице в каникулы. Вместо покупки футбольного мяча и роликовых коньков своим отпрыскам родители оплачивают «добровольные» дополнительные по алгебре, биологии или ОБЖ – кому как повезет. Но это только лишнее подтверждение, что на самом деле школы как таковой нет. Наличие или отсутствие в такой системе координат «основ религий» или «светской этики» - вообще несущественно.

Майя Игнатова

05.04.2013

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 октября 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за первую половину октября 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (3-й квартал 2018 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за 3-й квартал 2018 года.

Тенденции

Метро и градозащитники

Как многие помнят, метро на пл. Горького могло появиться еще в начале 90-х. Но тогда помешали акции протеста, вдохновленные молодым депутатом Борисом Немцовым.

Первая отставка в ПФО

Наконец-то отставки глав регионов добрались и до Приволжского федерального округа. Сегодня глава Башкирии Рустэм Хамитов попросил президента об отставке.

Дискуссия

Большой брат

Тут вот многие смеются над назначением заместителем главы администрации Нижнего Новгорода по IT 29-летнего выпускника МИСИС Алексея Карапузова. Но на самом деле парень не так-то прост, как это может показаться на первый взгляд.

"Урожай" по-нижегородски

Эта статья не имеет прямого отношения к нижегородскому футболу. Однако стратегия, с которой краснодарскую "Кубань" заменяли в регионе на краснодарский же ФК "Урожай" оооочень сильно смахивает на то, что провернули у нас, заменяя "Волгу" "Олимпийцем".

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.