реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
25 Апреля 2024г., Четверг

Не потекла бы Волга вспять


До конца октября федеральные власти примут решение о завершении строительства Чебоксарского гидроузла

Если уровень воды в Чебоксарском водохранилище будет заполнен до отметки 68 м, река Волга останется только в фильме "Волга-Волга", считает нижегородский предприниматель Александр Алексеев. По его наблюдениям, уже сейчас на некоторых участках река течет вверх.

“Я коренной волжанин. Родился и вырос под Казанью, около 30 лет живу в Нижнем Новгороде. В 60-х годах прошлого века неоднократно проходил по Волге большие расстояния на лодке, часто отдыхал в деревне Колосково под Васильсурском. Последний раз я видел старую (настоящую) реку в 80-м году, когда прошел на “казанке” почти весь путь от Нижнего до Казани.

С тех пор многое изменилось. Ушло под воду Колосково, исчезли перекаты и песчаные косы, быстрины со стаями чехони. От Макарьевского монастыря и ниже — реки практически уже нет. Это местами протекающая, а местами стоячая вода, бурно цветущая летом и заполненная больной солитером рыбой. Ниже Васильсурска островов уже нет; есть только заболоченный берег с поваленным лесом. Это результаты подъема воды в Чебоксарском водохранилище, произведенного в 1981 г.

Руководители Нижегородской области в 80-х годах добились отмены подъема воды в Чебоксарском водохранилище до проектных 68 м. Это дало возможность сохранить на территории нашей области проточные участки Волги — с плесами, перекатами и островами. Именно по этой “старой” Волге ходили на ладьях Александр Невский и Иван Грозный. По этим берегам тянули баржи бурлаки, а поволжские купцы делали свои капиталы. Для русского народа Волга — это история. И нигде, кроме Нижегородской области, исторических волжских мест не осталось. До нас цепь водохранилищ и после нас цепь водохранилищ. Мы обязаны сохранить для потомков эту живую историю”.

По мнению Александра Алексеева, дальнейшее заполнение водохранилища будет иметь для Волги необратимые последствия. Уже при отметке 63 м он не раз наблюдал, как река течет вспять. Эта природная аномалия наблюдается на участке от г. Звенигово (Республика Марий Эл) до Зеленодольска (Татарстан). Вверх по течению вода движется ночью и в первую половину дня, после обеда естественное течение реки восстанавливается.

Течение взад-вперед объясняется разницей объемов воды, сбрасываемой с Чебоксарской ГЭС в ночное и дневное время. Днем, когда объем сброса значителен, вода достигает Камского устья, соединяется с Камой и течет вниз, как положено. Ночью, когда потребление электроэнергии ниже дневного, малый объем сброса воды “подпирается“ мощным камским потоком, который и устремляется вверх по Волге. Волжской воде не увлечь за собой Каму. Ширина Волги между Казанью и Камским устьем 3—4 км, ширина водного зеркала Камского устья — около 30 км.

Как рассказал Алексеев, вспять течет не вся Волга, а только ее срединная часть. Но рыбаки в первую половину дня забрасывают снасти вверх по течению, а ближе к вечеру — вниз по течению. Как удочки ни прилаживай, прежнего клева нет. Течение Волги в режиме “полдня туда — полдня сюда” прогнало рыбу из этих мест. Ушла чехонь, меньше стало голавля и ельца. Если водохранилище заполнят до уровня 68 м, из акватории Волги на территории Нижегородской области тоже уйдут породы, живущие только на течении, — стерлядь, елец, голавль.

По мнению предпринимателя, проблему судоходства на обмелевшем участке Волги вблизи Городца надо решать не простым подъемом воды. Получается, что сначала построены корабли, а потом под них подгоняется Волга. Не надо забывать, что река появилась задолго до спуска первой ладьи. Сормовские корабелы до революции делали суда, которые без труда ходили по всей Волге. Прекрасно зарекомендовали себя на Волге и плоские баржи. Современные четырехпалубные теплоходы надо эксплуатировать на других водных просторах, а не на Волге. Не подходит она для судов класса “река—море“. Или река — или море. Может быть, есть другие, менее затратные варианты восстановления судоходства? К примеру, углубление дна или строительство канала рядом с тем местом, где суда постоянно садятся на мель?

Да и жалобы транспортников на падение объемов речных перевозок из-за обмеления Волги несостоятельны. В наше время доля перевозок речным транспортом невелика. Основная их часть падает на автомобильный и железнодорожный транспорт. Хорошо, если в летний день по Волге пройдет десяток барж с песком и гравием. Другие грузы по реке почти не сплавляют.

По мнению руководства Мин-экономики, РАО “ЕЭС России” и Чувашии, лоббирующих заполнение водохранилища, завершение строительства гидроузла позволит дополнительно получать до 1,5 млрд кВт/час ежегодно. Но эта цифра составляет 0,1% от всех энергомощностей России. Разумный подход к сохранению водных ресурсов демонстрируют американцы. Они не рассматривают равнинные реки как источник электроэнергии. В водохранилищах Миссисипи уровень воды поддерживается на минимально возможных для судоходства отметках.

“Позиция нижегородских экологов, выступающих против поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки, мне понятна, — говорит Алексеев. — Нельзя допустить нарушения экологии бассейна реки. Близ села Валки Лысковского района, отстоящего от Волги на расстоянии около 10 км, мы с женой обнаружили... причал! И не поверили своим глазам: лес, сосны — и вдруг бетонный причал. Значит, до Валков, когда разольется Волга, будет ходить речной транспорт. И причал уже готов. Если поднимется уровень Чебоксарского водохранилища, Волга останется только в фильме “Волга-Волга”.

Подготовила Елена Борматова

Оригинал этого материала опубликован в газете «Биржа».

18.10.2006

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.