реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Сентября 2018г., Среда

Школьный кризис


Ежегодно количество детей, обучающихся вне школы, растет примерно на 10 процентов

1 сентября – День знаний – радостный день, но, в основном, только для тех мальчиков и девочек, которые идут первый раз в первый класс. Для первоклассников поход в школу – символ взрослости. Большинство детей с более богатым школьным опытом – не в восторге от того, что каникулы кончились, и им предстоит новый учебный год. То есть, для виновников торжества это, скорее, печальный праздник. Оставим за скобками студентов, у которых все иначе: обучение добровольное, захочешь бросить – никто родителей для объяснений в деканат не вызовет.

Если называть вещи своими именами, то среднее образовании в России сейчас переживает глубокий кризис. Какое образование получают учащиеся – ни для кого не секрет. Школа – это место, где личность пытаются приучить к повиновению и дисциплине, втиснуть в рамки и устоявшиеся парадигмы, где главные требования – зубрежка и воспроизведение сказанного учителем близко к тексту. Понимание и самостоятельное мышление – не приветствуются и зачастую наказуемы. Неудивительно, что из двоечников и троечников, наплевательски относившимся к школьным требованиям, вырастают крупные бизнесмены, способные нестандартно решать стоящие перед ними задачи, а отличники нередко оказываются по жизни аутсайдерами и испытывают сложность с тем, чтобы получать радость от жизни, потому что их главная задача – все сделать совершенно правильно и в полном соответствии с ожиданиями окружающих, а в жизни – в отличие от школы – это невозможно.  

О качестве школьного образования вопиюще свидетельствуют хотя бы такие факты: за 11 лет обучения большая часть детей не осваивает в полной мере родной язык – дети оканчивают школу и пишут безграмотно, 5-6 лет изучения иностранного языка в итоге дает ничтожный процент тех, кто на выходе действительно может разговаривать на чужом языке хотя бы на базовом уровне, да и эти немногие, в основном, добились такого успеха, благодаря стараниям репетиторов, щедро оплаченным из родительского кармана. А теперь представим: человек три раза в неделю 45 минут занимается, например, английским языком, и еще три раза в неделю по 30 минут тратит на тот же английский, делая домашнюю работу. Если реально заниматься иностранным языком по полчаса в день в течение пяти лет, можно добиться отличных результатов, сильно превосходящих те, что требуются от выпускника школы. Любой, кто реально учил иностранный язык, подтвердит, что полчаса в день с перерывом на воскресенье – это интенсивное и действенное обучение.

В чем секрет? В том, что на самом деле дети в школе не занимаются, а, по большому счету, отбывают положенное число лет. Их вгоняют в рамки, им объясняют так, что они не понимают, или они понимают и могли бы освоить дополнительно еще два параграфа за урок, но их тормозят, потому что в классе два с лишним десятка человек, и не все из них способны двигаться  в таком темпе. В результате у способных пропадает интерес – им скучно ждать, слабые не могут выдерживать темпа, заданного сильными – им скучно слушать то, что они не понимают.

Учебный процесс вязнет в нехватке учителей, в том, что не все они компетентны, далеко не все из них любят детей, не все способны видеть особенности каждого и находить индивидуальные подходы, а увязать разом два с половиной десятка разных детей так, чтобы всем им было интересно и каждый двигался по учебному материалу в естественном для себя темпе – вообще невозможно.

Неудивительно, что в России набирает популярность семейное образование: ежегодно количество детей, обучающихся вне школы, растет примерно на 10 процентов. Если ребенок обучается дома, ему не надо ждать отстающих, безуспешно рваться за обгоняющими, у него нет возможности и потребности играть в морской бой, пока идет объяснение нового материала, нет надежды, что спросят кого-то другого, а не его, и значит, на всякий случай можно не учить, нет возможности сказать, что ничего не задали на дом и засесть за компьютерную игру. Кроме того, ребенок может подробнее изучать то, что ему самому интересно, может задавать вопросы, не опасаясь, что в ответ ему скажут: «Так ты не слушал, что я объясняла? Садись, два». Не обязательно высиживать по 45 минут над каждым предметом, если тема освоена за 20 или 30 минут. Ребенок может больше гулять на свежем воздухе, посещать спортивные секции и развивающие кружки. Эффективность домашнего образования намного выше. Нередко те, кто находится на семейном обучении, за год осваивают программу двух лет.

Такая форма обучения доступна, конечно, далеко не всем семьям. Как минимум, один из родителей должен быть не только хорошо образованным человеком, но и обладать достаточным количеством свободного времени. И еще нужно много терпения. Не для того, чтобы вложить школьную программу в голову сына или дочери, а чтобы выносить изумление и осуждение окружающих. Не в обиду кому-то будет сказано, но жизненный опыт показывает, что, если профессор вуза узнает, что ребенок находится на домашнем обучении – это его нисколько не шокирует и он не будет донимать советами непременно ходить в школу, а вот когда об этом узнают продавщицы с рынка, с ошибками считающие на калькуляторах, и грузчики, которые не то что по надписи, но даже и по картинке не всегда могут отличить одну упаковку переносимого груза от другого – их негодованию нет предела. И еще одна зона непрерывных атак - бабушки и дедушки, которые некогда учились в школе, и считают, что правильно – это если у внуков все в точности так же, как было у них самих.  

Анна Муранова

05.09.2014

Контекст

Аналитика

«Дембельский альбом» Михаила Бабича. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

Поскольку экс-полпред Бабич оставляет работу в нашей области, мы составили для него своеобразный «дембельский альбом» на основании полученных в рамках проекта данных. Таким он останется в памяти нижегородских экспертов.

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 августа 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за вторую половину августа 2018 года.

Тенденции

Культурное молчание

В прошлый четверг на заседании правительства и.о. министра культуры Татьяна Маврина докладывала о подготовке города к 800-летию. Важно в этом то, что Маврина до сих пор и.о.

Нижегородская агломерация как тренд стратегической урбанизация

Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года, которая сегодня активно обсуждается, - это документ, создаваемый с целью отражения современных тенденций для эффективного продвижения нашего региона в будущее.

Дискуссия

Система, которая не работает

Почти неделя прошла с момента взрыва на заводе Свердлова в Дзержинске. Завалы до сих пор разбираются, угроза повторных взрывов сохраняется.

Соперникам Никитина нечего ему противопоставить

Врио губернатора удалось достойно провести чемпионат мира по футболу, начать программу цифровой экономики, ряд проектов в промышленности, подготовить и обнародовать Стратегию-2035. Поэтому он представлен избирателю довольно емко и положительно.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.