реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
26 Апреля 2024г., Пятница

Налоги уходят вверх


Пока на федеральном уровне держатся имеющихся принципов межбюджетных отношений, регионы пытаются тянуть одеяло на себя, затыкая свои дыры за счет городских и районных бюджетов

Нехватка средств в бюджете стала постоянной головной болью для региональной и муниципальной власти. Межбюджетные отношения в настоящее время выстроены таким образом, что большая часть собранных налогов изымается у муниципалитетов в область, у области – в федеральный бюджет. При этом никто не освобождается от исполнения своих полномочий, а население рассчитывает, что в следующем году социальные выплаты, благоустройство, и прочее будут, по крайней мере, не хуже, чем в текущем, в идеале ожидая даже улучшений. От районных администраций требуют, чтобы они прикладывали больше усилий для развития бизнеса, роста числа рабочих мест, открытия на своих территориях новых производств. В ответ на это только разводят руками: биться над решением данных проблем чиновники местного уровня не видят особого смысла: все дополнительные налоговые сборы все равно уйдут наверх.

Впрочем, попытки изменить ситуацию имеют место. Так, 8 октября ярославские депутаты обратились в Федеральное Собрание с инициативой о пересмотре межбюджетных отношений в России. Возможности выступить перед сенаторами им не предоставили, но документы приняли. Ярославль решился на подобный шаг неспроста: ожидается, что в 2017 году существующая система межбюджетных отношений сделает его банкротом.

Специалисты отмечают, что ярославское обращение точно не повлияет на ситуацию будущего года – 2015-го: его вряд ли успеют рассмотреть до конца этого года, да и федеральный бюджет сверстан уже почти окончательно без учета подобных инициатив. В лучшем случае, предложения могут быть учтены при формировании бюджета 16-го года, да и то маловероятно: не для того федеральный центр упорно перетягивал на себя основное распределение финансов, чтобы внезапно от этого отказаться. К тому, что с мест идет некоторый ропот, федералы давно привыкли. В крайних случаях они предоставляют точечную поддержку – возможно, Ярославль сумеет ее получить. Но о том, чтобы спустить какие-то ощутимые средства вниз в качестве общего правила для всех – не может быть и речи. Не для того вертикаль строили.

Пока на федеральном уровне держатся своих принципов, регионы пытаются тянуть одеяло на себя, затыкая свои бюджетные дыры за счет городских и районных бюджетов. Нижний Новгород жаловался на то, что область слишком много у него забирает, еще во времена мэра Булавинова. Сменившее его руководство в лице главы города Олега Сорокина и главы городской администрации Олега Кондрашова предпочитало не выносить такие сложности в сферу публичного обсуждения, настаивая на том, что отношения между городом и область полностью устраивают обе стороны. Тем не менее, городская дума каждый год била тревогу по поводу недостаточной наполняемости бюджета. Некоторое время назад даже было принято решение о дополнительном имущественном налоге, который должен был взиматься в местный бюджет, но население возроптало, и губернатор публично высказался о том, что инициатива думы – непродуманная. После чего на следующем же заседании депутаты отменили свое решение. Вопрос, как и где Нижний будет находить деньги, чтобы сохранить свои программы и уровень оказания услуг, несмотря на инфляцию и массовое повышение зарплат бюджетников за счет муниципальных средств (так захотел президент), остался открытым.

При этом вопрос инфляции актуален и для бюджета области, и плюс к этому у региона есть нагрузка по крупным проектам – строительству Южного обхода, нового моста через Волгу, станции метро на Стрелке и стадиона для игр Чемпионата мира по футболу 2018 года. Понятно, что часть проектов подразумевает привлечение федеральных средств, но все равно финансовое участие области тоже неизбежно. Кроме того, облбюджет несет серьезную нагрузку по обслуживанию своих долговых обязательств. Где взять недостающие средства? По традиции – в муниципальных бюджетах, и в первую очередь – в бюджете Нижнего Новгорода, чьи бюджетные показатели ощутимо выше, чем у остальных городов и районов Нижегородской области.  

СМИ сообщают, что в недрах регионального минфина зреет идея о том, чтобы изменить областной закон о межбюджетных отношениях, снизив зачисления налога на доходы физических лиц в бюджеты городов и муниципальных районов до 18 процентов. Это значит, что доля Нижнего Новгорода уменьшится на пять процентов. В администрации считают, что сумма потерь городского бюджета составит порядка 1,5 млрд. рублей в год, и находят эту цифру критичной, тем более что бюджет следующего года уже сверстан (хотя еще не утвержден гордумой) без учета возможности таких потерь. Отстаивать свои интересы перед Законодательным собранием – занятие в нынешних условиях совершенно бессмысленное, поэтому градоначальники должны попытаться отговорить от этой затеи губернатора Шанцева. Насколько они могут в этом преуспеть – большой вопрос, поскольку вряд ли предложат ему альтернативные способы покрытия нужд областного бюджета. Зато у главы региона и минфина, наверняка, найдутся предложения для Нижнего Новгорода. Например, город может разместить облигационный заем, от чего он до сих пор воздерживался, а область считает такое привлечение средств вполне рабочим инструментом.

Таким образом, решением федерального центра отношения между регионами и муниципалитетами продолжают накаляться. В Нижегородской области мы вряд ли увидим жесткую конфронтацию, но растерянность городского руководства при определенных условиях может перейти в панику.

Марат Ибрагимов

10.10.2014

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.