реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
25 Ноября 2020г., Среда

Транспорт преткновения


Пассажирский транспорт Нижнего Новгорода уходит в ведение области.

Дума Нижнего Новгорода на сентябрьском заседании проголосовала за передачу МП «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» и МП «Нижегородская городская транспортная компания» в региональную собственность. В чиновных кабинетах не исключают, что та же судьба ожидает и МП «Нижегородэлектротранс». Таким образом, формирование автобусных маршрутов Нижнего Новгорода и их обслуживание (а в ближайшей перспективе, вероятно, также троллейбусных и трамвайных) оказывается в ведении регионального минтранса и правительства Нижегородской области, а по большому счету – губернатора. Это свидетельствует о том, что на региональном уровне видят, что городская власть не справляется,  и не верят, что она может справиться. Метро пока остается в ведении города, но вопрос о том, надолго ли, в воздухе уже витает.

Проблема эффективной работы пассажирского транспорта и его рентабельности в Нижнем Новгороде всплывает с завидной регулярностью уже лет двадцать. Изначально автобусный парк находился в региональной собственности. Люди стояли на остановках часами, не имея возможности вовремя попасть на учебу и работу, набиваясь так плотно, что некоторые от духоты в салоне теряли сознание. Тогда на рынок пустили частных перевозчиков – и дело кое-как наладилось: перемещаться по городу стало возможно. Причем, маршрутки оказались наиболее популярным способом передвижения у сравнительно платежеспособного населения: там не действовали проездные и льготы, а цена поездки была чуть дороже. При этом на недостаточный пассажиропоток частники не жаловались, на отсутствие прибыли – тоже. Это навело чиновников на мысль, что пассажирские перевозки могут быть выгодными. Однако «Нижегородпассажиратотранс» упорно оставался убыточным и требовал дотаций. Губернатор Валерий Шанцев решил высчитать себестоимость одной поездки при той загруженности, которую реально имеет предприятие, и в итоге цены выросли, пересмотрена была система проездных, количество льготных поездок в месяц для пенсионеров стало строго лимитированным. Но рентабельными автобусные перевозки все равно не стали. Тогда на уровне облправительства посчитали, что контроль над автобусным сообщением такого крупного региона, включая полуторамиллионный город – это слишком сложно, на региональном уровне эффективно с этим не справиться, а в рамках муниципалитета – возможно. Поэтому автобусы, обслуживавшие городские маршруты, передали на баланс Нижнего Новгорода. Рентабельными автобусные перевозки все же не стали, но какое-то время все всех устраивало. Муниципальная власть была довольна, что ей не надо особо включаться – все функционирует на уровне, который горожан удовлетворяет, частники были довольны своей прибылью, пассажиры – тем, что до нужной точки стало можно добраться из любого конца города без пересадок и длительного ожидания.

Но с появлением мэра Владимира Панова в очередной раз все изменилось. Ему не давали покоя доходы частников. Он вбил себе в голову, что их прибыльность объясняется тем, что они забрали себе самые востребованные лакомые маршруты (как будто не власти им эти маршруты отдали), оставив муниципальным автобусам только нерентабельные территории. Панов верил, что, отобрав маршруты у частников, муниципалитет будет грести деньги лопатой. За одно он еще придумал «удобную» систему, когда из пункта А в пункт Б стало можно попадать только в случае пересадки. То есть, расходы пассажиров на проезд, как минимум, удвоились. Время ожидания тоже выросло, потому что стыковки между не могут быть идеальными. Но Панов сделал вид, что такой проблемы в принципе не существует, ведь теперь же у нас умные остановки, и ты знаешь, когда придет автобус, заранее. Если ты вышел с одного маршрута и вынужден пересесть на другой (ведь прямых больше нет) или вышел с работы, точно зная, что твой автобус прибудет через полчаса и не ранее, то твое время ожидания как бы и не считается. Ты же сам планируешь! Спланируй так, чтобы автобусы совпали, выйди с работы так, чтобы не ждать на остановке долго – попроси, чтобы тебя отпустили пораньше или поработай на полчаса дольше… Несмотря на все эти ухищрения и маневры, муниципальные предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, так и остались нерентабельными. (Но теперь тому есть хорошее оправдание – ковид.) А пассажиры считают, что их интересы в очередной раз грубо попрали.

Ко всему этому примыкает проблема обновления парка. Город не может позволить себе покупать новые транспортные единицы. Поэтому получает списанный электротранспорт из Москвы, а автобусы-гармошки, чьей вместительностью в свое время так громко хвастались, из-за некорректной эксплуатации вышли из строя еще до того, как за них полностью выплатили лизинг. Плюс скромные зарплаты рядового персонала. Плюс энергетики регулярно угрожают отключить за долги подачу электричества троллейбусам и трамваям.  Но вопрос неэффективности руководства муниципальных транспортных предприятий упорно не рассматривается.

Если региональная власть решила снова забрать себе функции по регулированию этой сферы, то, очевидно, у нее есть некое видение, как сделать перевозки рентабельными (или, может быть, не столь убыточными) и при этом не спровоцировать по отношению к себе со стороны населения новую волну негодования. В некотором смысле это можно рассматривать как хороший знак: проблему, как минимум, видят, как максимум – решают. Однако многолетний негативный опыт, который накоплен в этой сфере в Нижнем Новгороде, затрудняет доверчивое ожидание.  

Иван Измайлов

02.10.2020

Контекст

Аналитика

Нижегородская область: тенденции, новации и перспективы избирательной кампании 2021 года

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 19 нобяря 2020 года.

Стакан наполовину  

Нижний Новгород занял 36-ое место в рейтинге ста крупнейших городов России по уровню зарплат.

Тенденции

Сквозь призму нового авто

Большинство нижегородских семей не может позволить себе такую покупку.

Бюджет отката

В 2021 году Нижний Новгород будет жить беднее, чем в 2020-ом.

Дискуссия

С большим скрипом

В связи с ситуацией с коронавирусом нижегородские школы частично вернулись к дистанционному обучению, и в этом есть свои плюсы и минусы.

Не хватает приземленности

Половина жителей Нижнего Новгорода (51 процент) считает экологическую обстановку в городе нормальной, еще 10 процентов считает ее хорошей.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О великих заслугах и блюмкающем недержании

Как известно, братец Каин – единорог маститый, ибо немало чего имеет за плечами. Только это все в прошлом. А теперь братец Каин известен тем, что не замолкает – блюмкает все чего-то.

Путь в Каркозу

Как известно, Город – место подозрительное и странное. Все-то там чего-то несуразное происходит. И стихии бесчинствуют, и цепочки выстраиваются, и регулярно ставят «Короля в желтом».

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.