реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
15 Декабря 2017г., Пятница

Поступательное угасание


Почта России сдает одну за другой все свои позиции, отставая от современности, демонстрируя инертность. Кроме того, у нее обозначился конкурент в виде Сбербанка

Почтовые службы 12 июля отметят свой профессиональный праздник. Замечательный повод подумать о том, что хорошего можно сказать и вспомнить про почтовых работников и почту в целом. Стоит только начать думать в этом направлении, как мгновенно убеждаешься, что никаких приятных воспоминаний и ассоциаций с почтой не связано.

Ну, есть, конечно, некий легендарный ореол, который тянется за почтой шлейфом со времен Великой Отечественной войны, когда самодельные треугольники шли с фронтов домой совершенно бесплатно, а почтальоны героически пытались добраться во все глухие и обстреливаемые дебри нашей многострадальной родины. Пожалуй, тогда эта профессия была героической. Теперь элементы героизма также потенциально присутствуют, ведь работа с людьми, как известно, - самая тяжелая работа. Но в качестве средства обороны от «противника» все чаще используется банальное хамство. Почтовые работники склонны объяснять свои профессиональные недостатки тем, что работа их не относится к разряду высокооплачиваемых. В нашей стране почему-то принято думать, что если платят мало, то исполнять свои обязанности в полной мере не нужно.

Однако даже хамство не такое уж страшное явление, поскольку среди работников почтовой службы встречается пока не повсеместно. Гораздо более прискорбно отсутствие профессионализма и несовершенство способов воплощения в жизнь новых услуг.

Например, служащие почты не всегда в курсе полного перечня платежей, которые они должны принимать, и время от времени заворачивают клиентов, несмотря на их заверения, что они всю жизнь оплачивали такие квитанции на почте. Хорошо, если у клиента лужонная глотка и он способен голосить полчаса, требуя вызвать к нему начальника почтового отделения и задерживая очередь: тогда начальник, которого никто и не собирался вызывать, услышит и придет взглянуть, что тут за скандал, а узнав, в чем дело, укажет своему подчиненному на его неправоту.

В борьбе за клиентов почта вообще катастрофически проигрывает. Взять даже банальную продажу конвертов и открыток, которая уже давно перестала быть важным источником доходов для почтовых отделений. Зачастую люди, приходящие на почту купить конверт, видят там длинные очереди плательщиков за коммунальные услуги и уходят, предпочитая купить конверт на три рубля дороже в киосках Роспечати, чем посвящать свою жизнь многочасовому стоянию в очередях.

Вообще письма – это уже не епархия почты. В наше время электронная почта – средство куда более эффективное. Во-первых, она бесплатная (во всяком случае бесплатные почтовые серверы существуют и ими активно пользуются), во-вторых, она быстрая. Почта России не может доставлять корреспонденцию с той же степенью быстроты. Но даже в случае, если кто-то пытается слать письма в конвертах, то он вскоре обнаруживает, что порядка половины его писем не доходит до адресата. Знаю, на своем собственном горьком опыте. Куда они деваются и как их умудряются терять в таком количестве – загадка. Видимо, для этого нужен специальный профессиональный навык.

Или возьмем другой момент. Некоторое время назад во всех, даже расположенных в самых захолустных местах, почтовых отделениях поставили по компьютеру для населения – можно было оплатить услугу и сесть за этот компьютер, отправить электронное письмо. Но вскоре все эти компьютеры куда-то исчезли. Ну, может быть, не все. Наверняка, существует перечень каких-то почтовых отделений, где они сохранены. Но это значит, что человеку, чтобы отправить электронное послание, нужно ехать куда-то в другую часть города, может быть, попасть на обед или очередь, потратить полдня на такую, по сути, простую и мгновенную вещь, как отправка электронного письма. Может быть, в каких-нибудь других городах – Москве, Петербурге, Новосибирске или еще где – данная услуга предоставляется повсеместно, но в Нижнем Новгороде она давно бесследно испарилась.

Впрочем, в почтовых отделениях на местах можно отправить электронное письмо. Только для этого надо написать текст послания на бумажке, дать его прочесть или продиктовать работнику службы, который со своего рабочего компьютера и сделает отправку. Ну, может быть, деловые письма так можно отправлять. Впрочем, у тех, кто шлет деловые письма, обычно есть офис с компьютером и интернет, а значит, в услугах почтовых работников такие люди не нуждаются. Так что получается, что через почту должна проходить личная переписка. Такая услуга нацелена на рядовых граждан, у которых нет компьютера и подключения к интернету. Выставлять на показ свою личную жизнь, давать постороннему человеку читать свои письма – это ненормально. Это уже какое-то извращение, даже если в письмах нет ничего особенного. Неудивительно, что данной услугой практически никто не пользуется.

Не улучшает положение почты и то, что в последнее время у нее все четче обозначается конкурент в виде Сбербанка России. Сбербанк пытается перетянуть на себя основную часть коммунальных и прочих платежей, которые еще до него начала собирать почта. Пока возможности Сбербанка на этом поле не блестящи, хотя бы уже по тому, что почта собирает больше платежей без взимания процентов – тут и плата за ведомственное жилье, и за телефон, бесприкословно принимаемые в почтовых отделениях. А человеку удобнее производить все платежи разом, а не бегать туда-сюда из почты в Сбербанк. Кроме того, Сбербанк в ряде отделений убрал окно, специализированное на приеме именно таких платежей от населения, и теперь клиенты поставлены в одну очередь с теми, кто кладет и снимает деньги со сберкнижки. Конечно, в крупных отделениях есть специальные окна, но в крупные отделения надо ехать – тратить деньги на проезд, тратить время на очередь, которая всегда есть в крупных отделениях.

Пока почта тут сохраняет свои позиции, но Сбербанк явно намерен откусить у нее приличный кусок. Это подтверждает, в частности, проводимая сейчас Сбербанком лотерея, направленная на то, чтобы заставить человека как можно больше раз произвести платежи именно в отделениях Сбербанка. Главное – приучить клиента, спровоцировать его на то, чтобы он повторил операцию несколько раз, а дальше он будет ее повторять автоматически. Те, кому одинаково беспроцентно платить и на почте, и в Сбербанке, вполне могут перекочевать в клиенты Сбербанка. Ну а те, кому предлагается переплатить банку 5-10 процентов с квартплаты (это, например, владельцы кооперативных квартир), конечно, останутся приверженцами почты, несмотря на все ее очевидные недостатки.

Круг почтовых услуг сжимается, хотя почта и пытается постоянно его расширить. Почтовые отделения уже мало занимаются именно почтовыми услугами, они превратились в пункты приема платежей и подобие сельмагов.

Конечно, еще есть почтовые бандероли, заказные письма, в том числе рассылки, производимые, например, Пенсионным фондом, судами и т.п. Но рентабельность данных услуг явно хромает. Впрочем, заметно, как это пытаются компенсировать стоимостью пересылки бандеролей. Часто пересылка книги из Москвы в Нижний, увеличивает ее стоимость втрое. Так что заказы такого рода можно делать только в случае крайней необходимости, если нет никакой надежды дождаться появления данного издания в магазинах города и не собираешься в обозримой перспективе оказаться в Москве.  

Есть оценивать ситуацию в целом, то Почта России демонстрирует все тенденции к угасанию.

Анна Измайлова


08.07.2009

Контекст

Аналитика

Октябрь 17-го в Нижнем Новгороде: уроки истории

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 1 ноября 2017 года

Белые пятна образа будущего России

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 4 октября 2017 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.