реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
16 Октября 2018г., Вторник
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

Пожарные меры

Бороться с проблемами крупных предприятий в Нижегородской области трудно, поскольку нынешний кризис носит не региональный характер, более того, он выходит за рамки нашей страны. Это глобальный кризис и, соответственно, справится с ним силами одной страны, включенной в мировую экономику, или же силами правительства одного региона - нереально.

Власти предпринимают определенные шаги, чтобы помочь пройти эту точку обвала. Естественно, это не означает, что помощь поможет всем существовать так же, как и до кризиса. Это пожарные меры. При гриппе или ангине дают жаропонижающее средство, но это не лекарство, это не вылечивает болезнь, а облегчает организму возможность с этой болезнью бороться. Поэтому те меры, которые правительство области могло оказать, оно оказало. Дальше будут изыскиваться другие меры.

Понятно, что Нижегородская область не может взять на баланс автозавод и помочь справиться с его проблемами, когда упал спрос на автомобили. А спрос на автомобили упал потому, что, во-первых, большинство банков перестало давать автокредиты или стало давать их на других условиях. Соответственно, число людей, которые стремятся ими воспользоваться и купить машину, уменьшилось. При этом надо понимать, что банки так делают не только потому, что у них вдруг стало не хватать денег, но и потому, что в условиях, когда завтра человека могут уволить и найти работу ему будет трудно, начинает действовать совершенно другой подход в отношении оценки кредитоспособности людей, обращающихся в банки. Это и повлияло на число выдаваемых кредитов.

Без кредита у нас достаточно небольшой процент граждан покупает автомобили. При этом надо учитывать, что в условиях кризиса многие начали продавать машины, чтобы купить что-то попроще и подешевле, потому что есть долги, есть кредиты или вдруг случилась потеря работы. Поэтому на вторичном рынке появилось большое количество машин, которые можно купить значительно дешевле. Плюс, по последним сообщениям, китайцы стремятся воспользоваться ситуацией и, несмотря на то, что им не предоставили режим промышленной сборки, тем не менее, собираются строить автозаводы по выпуску своих дешевых моделей. Но это больше касается Волжского автомобильного завода, а не ГАЗа.

Эффективная мера, которая могла бы как-то помочь ГАЗу в этой ситуации – это создание крупного корпоративного банка, который, как делают банки, связанные с западными автопроизводителями, мог бы выдавать кредиты под низкий процент, но тоже при соответствующей проверке заемщика и т.д. Наверное, всем бы давать кредиты все равно не стали, но, тем не менее, кредиты могли бы быть дешевыми, и это могло бы сыграть. Однако на создание такого банка нужны большие свободные средства, которых у ГАЗа нет.

В этой ситуации у ГАЗа не остается другого выхода, кроме как сокращать производство, переводить рабочих на неполную рабочую неделю, искать какие-то другие способы экономии и дальше смотреть на развитие событий. Потому что когда в начале 90-х спрос на традиционную продукцию ГАЗа – средние грузовики – со стороны армии и сельского хозяйства исчез, а место «Волги» заняли «Мерседесы», БМВ, Ауди, то тогда ГАЗ вытащила «Газель». Будет ли сейчас такой продукт, который сможет втащить завод, будет ли какой-то продукт, который будет пользоваться спросом даже в условиях кризиса - неизвестно, это серьезная работа для маркетологов. При этом понятно, что за несколько месяцев новая модель не делается. Надо понимать, что поиск такой новой ниши, выработка стратегии в новых условиях – это вопрос не нескольких дней.

Тем более до конца еще не ясно, какими будут новые условия, поскольку экономическое пространство продолжает переформатироваться. Еще даже нет стабильности наступившего спада, когда падение производства и спроса дальше не продолжается, и когда можно оглядеться. Кризис последовательно затрагивает разные отрасли и сектора экономики, и какой будет следующая волна - не совсем понятно именно для выработки долгосрочной стратегии.

Борский стекольный завод в той же ситуации. Его продукция востребована не только группой ГАЗ, но и рядом крупных мировых автопроизводителей. Оконное стекло не идет на стройки, поскольку сейчас многие стройки встали. В этой ситуации областное правительство вряд ли что-то может сделать. Оно может спасти предприятие, которое работает целиком на область и за ее пределы не выходит. Здесь еще можно искать какие-то ходы, которые позволят обеспечить его загрузку и позволят не допустить спада. В ситуации, когда предприятие включено в глобальную экономику, силами регионального правительства спасти его трудно.

И ГАЗ, и Борский стекольный завод, в принципе, сильные и в прошлом коммерчески успешные предприятия. И я думаю, что с теми или иными потерями, но они перейдут через этот кризис, как перейдет и большинство других субъектов экономики. Более того, если какие-то компании разорятся, то это не будет означать, что производство исчезнет. То есть, как только возобновится экономическое развитие, появится спрос на продукцию этих предприятий - они возобновят производство. Тем более в тех случаях, когда то или иное предприятие не сможет расплатиться по долгам и произойдет смена собственников.

Ясно одно – выход из кризиса нас ждет не в течение нескольких ближайших месяцев. Ждать этого придется дольше, и этот период надо как-то прожить.

02.12.2008
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (16-30 сентября 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за вторую половину сентября 2018 года.

Курс молодого бойца Глеба Никитина. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

В связи с тем, что Глеб Никитин избавляется от приставки и.о. и становится полноправным губернатором Нижегородской области, и тем самым завершает начальный этап своей работы во главе региона, мы решили, с одной стороны, подвести итоги его работы в статусе исполняющего обязанности, а с другой, определить стартовые позиции Никитина-политика в начале новой для него карьеры губернатора.

Тенденции

Метро и градозащитники

Как многие помнят, метро на пл. Горького могло появиться еще в начале 90-х. Но тогда помешали акции протеста, вдохновленные молодым депутатом Борисом Немцовым.

Первая отставка в ПФО

Наконец-то отставки глав регионов добрались и до Приволжского федерального округа. Сегодня глава Башкирии Рустэм Хамитов попросил президента об отставке.

Дискуссия

Большой брат

Тут вот многие смеются над назначением заместителем главы администрации Нижнего Новгорода по IT 29-летнего выпускника МИСИС Алексея Карапузова. Но на самом деле парень не так-то прост, как это может показаться на первый взгляд.

"Урожай" по-нижегородски

Эта статья не имеет прямого отношения к нижегородскому футболу. Однако стратегия, с которой краснодарскую "Кубань" заменяли в регионе на краснодарский же ФК "Урожай" оооочень сильно смахивает на то, что провернули у нас, заменяя "Волгу" "Олимпийцем".

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.