реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Февраля 2018г., Вторник
Галина Клочкова
Галина Клочкова

Изменение стандартов образования – дело профессионалов

Во всем, что касается изменений в образовании или, как сейчас принято говорить, в стандартах образования, я бы предпочла, чтобы некие предложения и идеи сначала были высказаны профессионалами от образования. Я глубоко уважаю мнение любых общественных организаций. Но никто не мешает свою работу со школьниками, со студентами выстраивать вне рамок учебного процесса. Для этого есть не просто достаточно времени, а даже в принципе было бы правильно позаботиться тем, чтобы детей занять.

Если мы говорим о школе, то государству в лице Государственной думы, которая сейчас представила закон об образовании (достаточно нелепый в том плане, что юридически он очень заковыристый, а по содержанию очень противоречивый), – так вот государству вообще неплохо бы сказать, а что вообще школа – не важно, девятилетка или одиннадцатилетка – значит для каждого гражданина Российской Федерации. Тогда бы мы не удивлялись, что у нас школьники оказались на Манежной площади.

Если мы говорим о том, что школа – это социальный институт, то содержание образования должно быть коренным образом, очень тесно связано с формированием неких основ социальной жизни, социального взаимодействия, которые по большому счету с идеологией напрямую не связаны. Дети, которые учатся в школе, могут принадлежать к разным религиозным конфессиям, к разным национальностям, исповедовать разные политические взгляды – в силу того, что они находятся внутри семьи, – но школа должна учить правильным коммуникациям. 

И те предметы, которые в школе традиционно присутствуют – неважно, в российской или в зарубежной – это предметы принципиально далекие от идеологии. Вопросы подобного рода – степень патриотизма, социальной зрелости – не должны выясняться в этом возрасте. В этом возрасте на учебных предметах, когда ребенок растет и становится взрослым, выясняется, как он умеет работать, как он умеет решать задачи (и не только по математике), насколько он способен в зависимости от алгоритма того или иного действия быть успешным, что ему для этого требуется, и – самое главное – как он выстраивает свое взаимодействие с каким-то одним своим товарищем-соучеником, с группой, между классами.

А содержание учебного предмета становится содержанием этой работы, потому что в учебных задачах нет предмета для конфликта. Там есть ответы, которые нужно находить вместе. Точно так же диктант и сочинение, которые, даже будучи в советское время принципиально идеологически заточенными, не делали советских молодых людей последовательными сторонниками идей марксизма-ленинизма. И многие учителя последовательно воспитывали в детях умение задавать вопросы, умение искать ответы у классиков – не выбрать правильный ответ из четырех предложенных, как сейчас в ЕГЭ, а в каких-то поступках, в страданиях героев искать вектор жизненного смысла.

Для меня совершенно очевидно, что воспитать настоящего патриота, человека, который любит свою улицу, свой дом и, конечно же, свою страну, можно на любом уроке, но здесь главное -  не врать. И если учитель точно знает, что каждое слово, которое он говорит, формирует сейчас, на этом уроке будущего взрослого человека – принципиального или беспринципного, честного или вороватого, злого или доброго, жестокого или милосердного – то мы должны разговаривать вообще не об этом. Мы должны разговаривать о том, как максимально упростить систему для понимания любого человека, но обогатить ее личностно с тем, чтобы в школу пошли не репетиторы и не те, кто натаскивает на тот или иной предмет, а также не те, кому именно сейчас нужны какие-то сиюминутные политические дивиденды или гранты. Чтобы пришли те, кто готов служить в школе детям.

Это не пафос. Сегодня государство действительно должно поставить школам задачу. Тогда все будет – и модернизация, и инновации, и все что хотите. И все это будет по-правильному и по-честному, а не в отчетах в приписках.

Пересмотр учебной программы в связи с теми или иными тенденциями общественной или политической жизни, еще не до конца понятыми, осмысленными, проанализированными, – это, по меньшей мере, безнравственно. Все что, мы можем делать в отношении школьных программ, должно быть многократно обсуждено за рамками публичных выступлений и только потом аккуратно вынесено на общественный суд.

21.12.2010
Галина Клочкова

Контекст

Аналитика

Социальная инклюзия – в поисках точки доступа

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 8 февраля 2018 года

Нападения в школах: что делать и кто виноват?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 31 января 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.