реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
5 Июля 2022г., Вторник
Галина Клочкова
Галина Клочкова

Изменение стандартов образования – дело профессионалов

Во всем, что касается изменений в образовании или, как сейчас принято говорить, в стандартах образования, я бы предпочла, чтобы некие предложения и идеи сначала были высказаны профессионалами от образования. Я глубоко уважаю мнение любых общественных организаций. Но никто не мешает свою работу со школьниками, со студентами выстраивать вне рамок учебного процесса. Для этого есть не просто достаточно времени, а даже в принципе было бы правильно позаботиться тем, чтобы детей занять.

Если мы говорим о школе, то государству в лице Государственной думы, которая сейчас представила закон об образовании (достаточно нелепый в том плане, что юридически он очень заковыристый, а по содержанию очень противоречивый), – так вот государству вообще неплохо бы сказать, а что вообще школа – не важно, девятилетка или одиннадцатилетка – значит для каждого гражданина Российской Федерации. Тогда бы мы не удивлялись, что у нас школьники оказались на Манежной площади.

Если мы говорим о том, что школа – это социальный институт, то содержание образования должно быть коренным образом, очень тесно связано с формированием неких основ социальной жизни, социального взаимодействия, которые по большому счету с идеологией напрямую не связаны. Дети, которые учатся в школе, могут принадлежать к разным религиозным конфессиям, к разным национальностям, исповедовать разные политические взгляды – в силу того, что они находятся внутри семьи, – но школа должна учить правильным коммуникациям. 

И те предметы, которые в школе традиционно присутствуют – неважно, в российской или в зарубежной – это предметы принципиально далекие от идеологии. Вопросы подобного рода – степень патриотизма, социальной зрелости – не должны выясняться в этом возрасте. В этом возрасте на учебных предметах, когда ребенок растет и становится взрослым, выясняется, как он умеет работать, как он умеет решать задачи (и не только по математике), насколько он способен в зависимости от алгоритма того или иного действия быть успешным, что ему для этого требуется, и – самое главное – как он выстраивает свое взаимодействие с каким-то одним своим товарищем-соучеником, с группой, между классами.

А содержание учебного предмета становится содержанием этой работы, потому что в учебных задачах нет предмета для конфликта. Там есть ответы, которые нужно находить вместе. Точно так же диктант и сочинение, которые, даже будучи в советское время принципиально идеологически заточенными, не делали советских молодых людей последовательными сторонниками идей марксизма-ленинизма. И многие учителя последовательно воспитывали в детях умение задавать вопросы, умение искать ответы у классиков – не выбрать правильный ответ из четырех предложенных, как сейчас в ЕГЭ, а в каких-то поступках, в страданиях героев искать вектор жизненного смысла.

Для меня совершенно очевидно, что воспитать настоящего патриота, человека, который любит свою улицу, свой дом и, конечно же, свою страну, можно на любом уроке, но здесь главное -  не врать. И если учитель точно знает, что каждое слово, которое он говорит, формирует сейчас, на этом уроке будущего взрослого человека – принципиального или беспринципного, честного или вороватого, злого или доброго, жестокого или милосердного – то мы должны разговаривать вообще не об этом. Мы должны разговаривать о том, как максимально упростить систему для понимания любого человека, но обогатить ее личностно с тем, чтобы в школу пошли не репетиторы и не те, кто натаскивает на тот или иной предмет, а также не те, кому именно сейчас нужны какие-то сиюминутные политические дивиденды или гранты. Чтобы пришли те, кто готов служить в школе детям.

Это не пафос. Сегодня государство действительно должно поставить школам задачу. Тогда все будет – и модернизация, и инновации, и все что хотите. И все это будет по-правильному и по-честному, а не в отчетах в приписках.

Пересмотр учебной программы в связи с теми или иными тенденциями общественной или политической жизни, еще не до конца понятыми, осмысленными, проанализированными, – это, по меньшей мере, безнравственно. Все что, мы можем делать в отношении школьных программ, должно быть многократно обсуждено за рамками публичных выступлений и только потом аккуратно вынесено на общественный суд.

21.12.2010
Галина Клочкова

Контекст

Аналитика

Не до великих строек

И государственные программы, и нацпроекты придется пересматривать – это лишь вопрос времени.

В атмосфере абсолютной поддержки

В отчете Глеба Никитина упор был сделан на положительные моменты в жизни Нижегородской области.

Тенденции

Неравноценная замена

Новые партнеры региона приходят с другими проектами, с другими сферами сотрудничества.

Уганда нам поможет

У нас найдутся союзники для того, чтобы производить неконкурентоспособную продукцию. Но это будет выживание, а не развитие.

Дискуссия

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Экология: без прорывов

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.