реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
21 Августа 2018г., Вторник
Алла Фельт
Алла Фельт

«Суини Тодд»: Синтез всего со всем

Тим Бёртон, ранее заявлявший о том, что ему хочется снять фильм ужасов, воплотил в жизнь свою мечту. Картина «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» несомненно может быть отнесена к жанру ужасов. Однако Бёртон не был бы Бёртоном, если бы ограничился только высокохудожественным показом расчлененных трупов. Он решил заодно сделать фильм еще и мюзиклом, сказкой и даже немножко сатирой. В результате получилась картина с явным почерком Бёртона, с его узнаваемыми элементами, однако при этом – совершенно новая в своем роде вещь.

Как нередко бывает у Бёртона, мир как бы разделен на две части – невероятную, сказочную и реальную. Это мы видели и в «Битлджюсе», и в «Эдварде руки-ножницы», и в «Трупе невесты». Есть даже перекликающаяся символика – окно на чердаке, которое мы уже видели в «Эдварде руки-ножницы», и которое вновь появляется в «Суини Тодде» - как бы граница между миром героя и внешним миром. Однако если в более ранних фильмах один из миров явно был вымышленным, то в «Суини Тодде» этого уже нет: Эдвард руки-ножницы существовать не может (он, скорее, символ подростковой неловкости и вынужденной отчужденности), но вот маньяк-парикмахер – вполне допустим в реальном мире. Так что, не избегая привычной ему стилистики сказки, Бёртон, тем не менее, отходит от нее, подчеркивая, что действие нового фильма происходит не в вымышленном пространстве.

Конечно, сказочность декораций и обстановки как бы сводит на нет реалистичность событий. У Бёртона жуткое всегда немного оромантичено сказочным. В фильме Лондон выглядит мрачным и все же очень красивым, сказочным. Мы видим этот город как бы глазами главного героя, который воспринимает его как центр зла.

Как это опять же часто случается у Бёртона, главный герой – по сути своей, одиночка. Ему могут пытаться помочь, но никогда не удастся ему достичь с кем-то истинного единения. Суини Тодд тоже из их числа. 

Характеры героев, на первый взгляд, довольно просты: сумасшедший Суини, несколько толи легкомысленная, толи с приветом влюбленная в него миссис Ловвет, похотливый судья Терпин, наивный влюбленный юный моряк, такая же наивная выбрасывающая в окно ключ первому встречному юная Джоана… Опять же все как в сказке – с самого начала известно, кто хороший и кто плохой, кто должен быть наказан и кто – награжден. Но по ходу действия акценты слегка смещаются, хотя сказочная традиция счастливого конца в какой-то мере соблюдается.

Выбирая актеров на главные роли, Бёртон опять применил свой проверенный рецепт: Джонни Депп и Хелена Бонем-Картер. На этот раз студия и продюсер не возражали против Деппа, и Бёртону не пришлось пробивать актера с боем. Номинация Деппа на «Оскар» за роль Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря» оказалась сама по себе достаточным аргументом. Что касается Хелены Бонем-Картер, то она проходила пробы наряду с другими претендентками на роль: лояльность к ней у продюсеров еще, видимо, не созрела.

Актерская работа Джонни Деппа, сыгравшего демона-парикмахера, как всегда великолепна. Тут даже не о чем говорить – лучше просто смотреть и наслаждаться. Свою лепту внесла и Хелена Бонем-Картер, которой досталась, пожалуй, еще более демоническая роль, чем Деппу. Миссис Ловвет – вообще самый леденящий кровь образ в этом фильме, однако Бёртон как бы прячет второго демона под слоем обыденности. Если Бенджамин Баркер – явный сумасшедший, и это видно в каждом его взгляде и движении, то миссис Ловвет похожа на совершенно вменяемую женщину, у которой в жизни вроде бы не было никаких таких трагических событий, которые бы заставили ее рехнуться. Однако она сначала шлепает в своей лавке тараканов, а затем, как ни в чем не бывало, расчленяет человеческие трупы и печет пирожки с мясом. Есть от чего содрогнуться, если бы не та искренность и простота, с которой миссис Ловвет все это проделывает и которая словно бы передается зрителю.

Бёртон заставляет нас влезть в шкуры его героев и вместе с ними прикидывать, кто лучше годится на пирожки – морской офицер, или священник, или торговец. Это несколько необычный ход для Бёртона, и все-таки это еще один из узнаваемых элементов его почерка: жуткое в его переложении перестает быть отталкивающим, он открывает зрителю свое видение, в котором есть и завороженность, и красота, и глубина.

Что касается музыкальной стороны фильма, то она на вполне соответствующем уровне. Композитору Стивену Сондхайму уже не впервой работать над «Суини Тоддом»: еще в 1982 году он написал музыку для телевизионной версии фильма.

В картине Бёртона были бы неуместны оперные арии, как, например, в «Призраке оперы», и их здесь нет. Ну а для таких героев как парикмахер и торговка пирожками песенки и их исполнение вполне посильны и для непрофессиональных певцов. Хелена Бонем-Картер, конечно, не подкачала, но и Джонни Депп справился, причем, в его исполнении песни о Лондоне, пожалуй, больше чувств и эмоций, чем у влюбленного юноши, выводящего более профессиональным певческим голосом арию о любви к Джоане. Лучший же певец в этой команде – мальчик-помощник парикмахера – и голосом вышел, и актерский уровень вполне соответствует.

Как всегда, получился вполне бёртоновский фильм: и о мрачном вроде бы, и совсем не тяжелый для просмотра, но и не совсем развлекательный… Как всегда, все границы жанров совершенно размыты. Синтез всего со всем. Как раз все то, за что мы любим Тима Бёртона.

07.05.2008
Алла Фельт

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-31 июля 2018 года). Вторая часть

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей вторую часть исследования “Политическая матрица Нижегородской области” за июль 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (1-31 июля 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей первую часть исследования “Политическая матрица Нижегородской области” за июль 2018 года.

Тенденции

Единый мэр Дзержинска

Во всей области, в том числе в Нижнем Новгороде, уже перешли от двуглавой системы МСУ к единому мэру. Тормозит только Дзержинск.

Тише воды, ниже травы

Кампания по выборам губернатора в Нижегородской области, как суслик из культового фильма «ДМБ»: никто её не видит, а она есть. Заведомо проигравшие кандидаты свели свою активность к нулю, а местные СМИ в этом им помогают.

Дискуссия

Неоконченный Роман

Ушедший из мэрии руководитель депаратмента общественных связей Роман Амбарцумян в подконтрольном себе же СМИ сделал интервью с самим же собой.

И так сойдёт

Европейцы уехали, а нижегородцы остались. Не подумали же вы, что золотая рыбка навсегда поселилась у наших волжских берегов и мы с вами не останемся у разбитого корыта?

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.