реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
24 Января 2018г., Среда

А нужен ли Нижнему новый театр?


Кроме помещения необходимы еще люди, способные творить по-настоящему. Чтобы они приехали, нужно создать условия: высокая оплата, жилье, перспективы творческого роста, которые могут быть обеспечены только участием в качественных спектаклях, на постановку коих нужны немалые деньги

Очередное секвестирование бюджета Нижегородской области, состоявшееся в конце июня 2009 года, вновь подняло вопрос о том, нужно ли Нижнему Новгороду новое здание театра оперы и балета.

При рассмотрении новых параметров бюджета было обращено внимание на то, что в бюджете сохранены 48 миллионов рублей на составление проектной документации к новому зданию оперы и балета. Было высказано мнение, что время экономического кризиса – не самое подходящее, чтобы пускать бюджетные миллионы на подобные траты. Вице-губернатор области Владимир Иванов с такой позицией не согласился, заявив, что без наличия документации невозможно будет вовремя подать заявку на федеральное софинансирование проекта, когда кризис отступит, а исключительно не деньги регионального бюджета новое здание не выстроить.

Так нужно ли нижегородцам новое здание театра в кризис или без кризиса?

Если кто-то был в нынешнем здании оперного театра в помещениях, не являющихся зрительным залом и прилегающими к нему коридорами, тот, не задумываясь, ответит, что новое здание необходимо. В театре нет ни нормальных гримерных, ни сносных помещений для тренировок, даже сцена театра, по большому счету, не подходит для балетных выступлений. При виде всей этой обшарпанности и убожества больно за своих актеров и стыдно перед гастролирующими, вынужденными готовиться к спектаклям на сцене оперного в нечеловеческих условиях его подсобных помещений.

Прежний художественный руководитель и балетмейстер театра Виталий Бутримович давно указывал на необходимость возведения нового здания, предлагая в дальнейшем после капительного ремонта передать старое под какое-нибудь учебное заведение или что-то еще, но уж всяко не использовать его как театр – настолько оно к этому не приспособлено.

Можно было бы порадоваться тому, что какие-то подвижки в данном направлении, наконец, обозначены, хотя время реального появления нового здания теперь, думается, не возьмется спрогнозировать никто. Однако одного здания для решения глобальной культурной проблемы города – недостаточно. Нужна еще качественная труппа, нужны талантливые руководители, а этого как раз не предвидится.

Руководство театра уже не раз показало, какой политики оно придерживается, и линия его поведения не оставляет никаких радужных иллюзий относительно будущего театра. Наиболее наглядный пример – изгнание из театра Виталия Бутримовича. Даже если он и правда проштрафился перед директором (в чем, однако, есть большие сомнения), то, учитывая, что он является признанным мастером, великолепным хореографом и даже менеджером балетной труппы, было бы достаточно ограничиться объявлением выговора. Директор Анна Ермакова предпочла выбрать вариант с увольнением. И Виталий Бутримович тут же был приглашен на работу Григоровичем, в чью труппу вскоре последовал и сын Бутримовича Александр, являвшийся одним из солистов нижегородской балетной труппы.

Может быть, без Бутримовича-младшего труппа бы и обошлась, но вот Бутримовича-старшего заметить оказалось некем. Ну какой настоящий специалист пойдет работать туда, где нет никаких условий – ни зарплаты, ни качественной сцены, ни возможностей новых постановок (потому что у театра нет денег на новые декорации и костюмы)? За годы, прошедшие с момента этого увольнения, балет в Нижнем Новгороде окончательно захирел, что подтвердила и недавняя премьера «Пер Гюнта».

Про качество нижегородской оперы мы вообще не будем говорить, чтобы никого не обижать. Или это ничего, что певцы не попадают в ноты, а поведение их на сцене выглядит откровенно натужным?.. Правда, Николай Басков обещал петь в нашем оперном за чисто символическую плату, но вот не поет что-то. Нет, оставим эту печальную тему.

В общем, кроме помещения нужны еще люди с высоким уровнем мастерства, способные творить по-настоящему, а не имитировать. Чтобы они приехали сюда работать, нужно создать условия: высокая оплата, жилье, возможности тренировок в приличных условиях, перспективы творческого роста, которые могут быть обеспечены только участием в качественных спектаклях, на постановку коих опять же нужны немалые деньги… Такие средства из бюджета могут быть выделены? Или могут быть предоставлены какие-то другие гарантии обеспечения процесса?

Да, культура – это очень затратно. И чем выше уровень качества – тем затратнее.

Чтобы постановки были успешными, нужно переманивать к себе талантливых исполнителей, нужно привлекать хореографов-экспериментаторов. Потому что невозможно развиваться, бесконечно мусоля классический репертуар. Спору нет – «Жизель» и «Лебединое озеро» - прекрасны, но даже самые законченные балетоманы не смогут смириться с тем, что всю жизнь им будут показывать только эти спектакли. Не говоря уже об артистах, которым для раскрытия своих способностей просто необходимо пробовать себя в разных жанрах.

Мы же пока наблюдаем обратную тенденцию: никто в Нижний Новгород не едет, чтобы блеснуть здесь своим талантом, а вот отток качественных кадров в другие регионы имеется. Про Бутримовичей мы уже говорили. Можно упомянуть и про интереснейшего нижегородского хореографа-экспериментатора Алексея Батракова, который после нескольких лет прозябания в Нижнем Новгороде, где его таланту не придавали особого значения, уехал в Москву работать с труппой Романа Виктюка.

Как распутать этот гордиев узел, которым надежно крепится петля, затянутая в провинции на шее современной культуры? Все ростки настоящего искусства обречены погибнуть здесь за неимением условий для их взращивания, или быть вывезенными в Москву, в Петербург, за границу. Танцоров нужно вообще взращивать с раннего возраста в специальных условиях, и беречь, потому что век танцовщиков краток – лет 10-15 у них на всю танцевальную карьеру. Найти и отшлифовать хорошие голоса – это тоже колоссальная работа. А как удержать их в провинции, если здесь крайне ограничены возможности для реализации этого таланта?

Есть все основания полагать, что новое здание театра оперы и балета, если таковое появится, ничего не изменит в культурной жизни Нижнего Новгорода. Руководство театра останется прежним, или Ермакову сменит какой-нибудь мутный чиновник или прожженный бюрократ. Департамент культуры Нижегородской области погряз в каких-то своих дрязгах, и, может быть, даже к лучшему, что он в жизнь оперного театра, по большому счету, не вмешивается, а то бы это, скорее всего, обернулось какими-то дополнительными осложнениями. Департамент культуры Нижнего Новгорода – он вообще занимается вопросами на уровне организации массовых уличных праздничных мероприятий, и в вопросы касающиеся культурной жизни города не суется. При таких подходах невозможно предложить никакого реального выхода. При виде всего этого просто опускаются руки.

Может быть, лет через пятьдесят, если ситуация изменится и изменится руководство театра, области и города, если каким-то чудом там появятся более мудрые люди, тогда можно будет воспользоваться плодами нынешних трудов губернатора Валерия Шанцева, отстаивающего проект строительства нового театра. Если, конечно, к тому времени театр не окажется безнадежно устаревшим, неудобным для воплощения идей нового искусства.

Анна Измайлова

26.06.2009

Контекст

Аналитика

Октябрь 17-го в Нижнем Новгороде: уроки истории

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 1 ноября 2017 года

Белые пятна образа будущего России

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 4 октября 2017 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.