реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
27 Апреля 2018г., Пятница

А нужен ли Нижнему новый театр?


Кроме помещения необходимы еще люди, способные творить по-настоящему. Чтобы они приехали, нужно создать условия: высокая оплата, жилье, перспективы творческого роста, которые могут быть обеспечены только участием в качественных спектаклях, на постановку коих нужны немалые деньги

Очередное секвестирование бюджета Нижегородской области, состоявшееся в конце июня 2009 года, вновь подняло вопрос о том, нужно ли Нижнему Новгороду новое здание театра оперы и балета.

При рассмотрении новых параметров бюджета было обращено внимание на то, что в бюджете сохранены 48 миллионов рублей на составление проектной документации к новому зданию оперы и балета. Было высказано мнение, что время экономического кризиса – не самое подходящее, чтобы пускать бюджетные миллионы на подобные траты. Вице-губернатор области Владимир Иванов с такой позицией не согласился, заявив, что без наличия документации невозможно будет вовремя подать заявку на федеральное софинансирование проекта, когда кризис отступит, а исключительно не деньги регионального бюджета новое здание не выстроить.

Так нужно ли нижегородцам новое здание театра в кризис или без кризиса?

Если кто-то был в нынешнем здании оперного театра в помещениях, не являющихся зрительным залом и прилегающими к нему коридорами, тот, не задумываясь, ответит, что новое здание необходимо. В театре нет ни нормальных гримерных, ни сносных помещений для тренировок, даже сцена театра, по большому счету, не подходит для балетных выступлений. При виде всей этой обшарпанности и убожества больно за своих актеров и стыдно перед гастролирующими, вынужденными готовиться к спектаклям на сцене оперного в нечеловеческих условиях его подсобных помещений.

Прежний художественный руководитель и балетмейстер театра Виталий Бутримович давно указывал на необходимость возведения нового здания, предлагая в дальнейшем после капительного ремонта передать старое под какое-нибудь учебное заведение или что-то еще, но уж всяко не использовать его как театр – настолько оно к этому не приспособлено.

Можно было бы порадоваться тому, что какие-то подвижки в данном направлении, наконец, обозначены, хотя время реального появления нового здания теперь, думается, не возьмется спрогнозировать никто. Однако одного здания для решения глобальной культурной проблемы города – недостаточно. Нужна еще качественная труппа, нужны талантливые руководители, а этого как раз не предвидится.

Руководство театра уже не раз показало, какой политики оно придерживается, и линия его поведения не оставляет никаких радужных иллюзий относительно будущего театра. Наиболее наглядный пример – изгнание из театра Виталия Бутримовича. Даже если он и правда проштрафился перед директором (в чем, однако, есть большие сомнения), то, учитывая, что он является признанным мастером, великолепным хореографом и даже менеджером балетной труппы, было бы достаточно ограничиться объявлением выговора. Директор Анна Ермакова предпочла выбрать вариант с увольнением. И Виталий Бутримович тут же был приглашен на работу Григоровичем, в чью труппу вскоре последовал и сын Бутримовича Александр, являвшийся одним из солистов нижегородской балетной труппы.

Может быть, без Бутримовича-младшего труппа бы и обошлась, но вот Бутримовича-старшего заметить оказалось некем. Ну какой настоящий специалист пойдет работать туда, где нет никаких условий – ни зарплаты, ни качественной сцены, ни возможностей новых постановок (потому что у театра нет денег на новые декорации и костюмы)? За годы, прошедшие с момента этого увольнения, балет в Нижнем Новгороде окончательно захирел, что подтвердила и недавняя премьера «Пер Гюнта».

Про качество нижегородской оперы мы вообще не будем говорить, чтобы никого не обижать. Или это ничего, что певцы не попадают в ноты, а поведение их на сцене выглядит откровенно натужным?.. Правда, Николай Басков обещал петь в нашем оперном за чисто символическую плату, но вот не поет что-то. Нет, оставим эту печальную тему.

В общем, кроме помещения нужны еще люди с высоким уровнем мастерства, способные творить по-настоящему, а не имитировать. Чтобы они приехали сюда работать, нужно создать условия: высокая оплата, жилье, возможности тренировок в приличных условиях, перспективы творческого роста, которые могут быть обеспечены только участием в качественных спектаклях, на постановку коих опять же нужны немалые деньги… Такие средства из бюджета могут быть выделены? Или могут быть предоставлены какие-то другие гарантии обеспечения процесса?

Да, культура – это очень затратно. И чем выше уровень качества – тем затратнее.

Чтобы постановки были успешными, нужно переманивать к себе талантливых исполнителей, нужно привлекать хореографов-экспериментаторов. Потому что невозможно развиваться, бесконечно мусоля классический репертуар. Спору нет – «Жизель» и «Лебединое озеро» - прекрасны, но даже самые законченные балетоманы не смогут смириться с тем, что всю жизнь им будут показывать только эти спектакли. Не говоря уже об артистах, которым для раскрытия своих способностей просто необходимо пробовать себя в разных жанрах.

Мы же пока наблюдаем обратную тенденцию: никто в Нижний Новгород не едет, чтобы блеснуть здесь своим талантом, а вот отток качественных кадров в другие регионы имеется. Про Бутримовичей мы уже говорили. Можно упомянуть и про интереснейшего нижегородского хореографа-экспериментатора Алексея Батракова, который после нескольких лет прозябания в Нижнем Новгороде, где его таланту не придавали особого значения, уехал в Москву работать с труппой Романа Виктюка.

Как распутать этот гордиев узел, которым надежно крепится петля, затянутая в провинции на шее современной культуры? Все ростки настоящего искусства обречены погибнуть здесь за неимением условий для их взращивания, или быть вывезенными в Москву, в Петербург, за границу. Танцоров нужно вообще взращивать с раннего возраста в специальных условиях, и беречь, потому что век танцовщиков краток – лет 10-15 у них на всю танцевальную карьеру. Найти и отшлифовать хорошие голоса – это тоже колоссальная работа. А как удержать их в провинции, если здесь крайне ограничены возможности для реализации этого таланта?

Есть все основания полагать, что новое здание театра оперы и балета, если таковое появится, ничего не изменит в культурной жизни Нижнего Новгорода. Руководство театра останется прежним, или Ермакову сменит какой-нибудь мутный чиновник или прожженный бюрократ. Департамент культуры Нижегородской области погряз в каких-то своих дрязгах, и, может быть, даже к лучшему, что он в жизнь оперного театра, по большому счету, не вмешивается, а то бы это, скорее всего, обернулось какими-то дополнительными осложнениями. Департамент культуры Нижнего Новгорода – он вообще занимается вопросами на уровне организации массовых уличных праздничных мероприятий, и в вопросы касающиеся культурной жизни города не суется. При таких подходах невозможно предложить никакого реального выхода. При виде всего этого просто опускаются руки.

Может быть, лет через пятьдесят, если ситуация изменится и изменится руководство театра, области и города, если каким-то чудом там появятся более мудрые люди, тогда можно будет воспользоваться плодами нынешних трудов губернатора Валерия Шанцева, отстаивающего проект строительства нового театра. Если, конечно, к тому времени театр не окажется безнадежно устаревшим, неудобным для воплощения идей нового искусства.

Анна Измайлова

26.06.2009

Контекст

Аналитика

 Над пропастью во лжи или на краю мировой войны

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 12 апреля 2018 года

Выбор сделан: послесловие и послевкусие

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 21 марта 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.